Общественная палата затребует в Мосгорсуде отчет о результатах процессов по искам, поданным экс-мэром столицы Юрием Лужковым, и искам, направленным против него. Однако бывший судья Сергей Пашин сомневается в том, что в московской судебной системе после этого что-то кардинально изменится.
Член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена намерен выяснить, насколько объективны были московские суды при вынесении решений по искам, связанным с бывшим столичным мэром Юрием Лужковым. Г-н Кучерена собирается подать запрос в Мосгорсуд с просьбой предоставить следующую информацию: сколько исков подавал г-н Лужков и сколько из них были удовлетворены, а также сколько исков к Лужкову поступали в суды и какая их часть была удовлетворена.
«По тем жалобам, которые нам поступают от граждан, складывается достаточно непростая ситуация,— сообщил он GZT.RU.— Когда удовлетворяются все иски, которые предъявлял Лужков к гражданам, это вызывает определенные сомнения. Нам важно понять, как работает правосудие в Москве и насколько оно было подвержено административному влиянию».
Родился в 1960 году. В 1991 году окончил Московский Юридический институт. С 1993 года начал работать адвокатом. В том же году стал председателем коллегии адвокатов «Кучерена и партнеры».
За годы адвокатской практики представлял в судах интересы певца Иосифа Кобзона, актера и режиссера Никиты Михалкова, актера Юрия Яковлева, лыжниц Ларисы Лазутиной и Ольги Даниловой, рядового Дмитрия Сычева.
С 2006 года является председателем комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы. На этом посту принимал непосредственное участие в разрешении конфликта в Южном Бутово и поселке «Речник», участвовал в переговорах по делу Кристины Орбакайте и ее бывшего мужа Руслана Байсарова.
Анатолий Кучерена хочет получить ответы Мосгорсуда на свои запросы, проанализировать полученную информацию, а затем принимать решение. Он не исключает, что ему придется обратиться в прокуратуру.
Г-н Кучерена объяснил, почему инициировал такие запросы именно после отставки Юрия Лужкова, а не раньше: «Мы прекрасно понимали: поскольку есть административный ресурс, бесполезно что-либо делать».
Член Общественной палаты признался, что надеется на позитивные изменения в работе московских судов. «Мы для этого и должны работать, чтобы ситуация изменилась,— констатировал он.— Если есть какие-то существенные нарушения, необъективность рассмотрения, несправедливое решение, значит, мы будем на это указывать». В том числе обращать на данные факты внимание прокуратуры. Власть отдельно от суда
Ольга Егорова, председатель Мосгорсуда, отвечая на вопрос GZT.RU о возможных изменениях в работе столичных судов после отставки Юрия Лужкова, ответила, не касаясь фигуры бывшего мэра, что кадровые изменения в органах власти Москвы не являются основанием для пересмотра дел, находившихся в производстве. Никто не ожидал
23 сентября 2010 года неожиданные решения принял Мосгорсуд, рассматривая жалобы оппозиционеров и геев к московскому правительству. Одна и та же коллегия судей признала незаконным запрет Дня гнева, разогнанного 20 марта 2010 года, и подтвердила обоснованность жалобы организаторов столичного гей-парада к мэрии. Подробнее.
«Никакие кадровые изменения в органах власти никогда не влияли, не влияют и не будут влиять на рассмотрение дел в судах. Служители Фемиды при рассмотрении судебных споров обязаны руководствоваться только нормами действующего законодательства, поэтому судебная система и является независимой»,— заметила она.
Накануне отставки Юрия Лужкова Ольга Егорова дала интервью газете «Коммерсантъ», в котором говорила о взаимоотношениях с мэром. «Вы думаете, мне Лужков звонит? Ни разу не звонил в связи с какими-то делами. Даже когда развивалась ситуация по „Речнику“ и он, а я это точно знаю, очень сильно переживал— звонков не было»,— заявила она.
Журналисты издания спрашивали г-жу Егорову о том, почему Юрий Лужков выигрывает в столичных судах все споры о защите чести и достоинства. «У нас нет обобщения судебной практики отдельно по делам о защите чести и достоинства мэра… По искам Лужкова о защите чести, достоинства и деловой репутации взыскание денежных средств в размере более 100 тыс. рублей носило исключительный характер. При этом в судебной практике Москвы известны случаи удовлетворения исковых требований по делам этой категории с участием других публично известных граждан и организаций на гораздо большие суммы»,— ответила она. Систему изменит только новый председатель
Бывший судья Мосгорсуда Сергей Пашин считает, что после отставки Юрия Лужкова в работе московских судов ничего не изменится. Но не потому, что служители Фемиды руководствуются исключительно действующими законами.
«Чтобы сейчас кого-то снимать [в судебном корпусе столицы] потому, что ушел Лужков,— в этом я сильно сомневаюсь,— заявил он GZT.RU.— Может быть, изменения произойдут в том случае, если Ольга Александровна [Егорова] не будет выдвинута на новый срок председательства».
Г-н Пашин объяснил, что раз в шесть лет президент России принимает решение о председателе Мосгорсуда. По его словам, если Высшая квалификационная коллегия не выдаст рекомендации действующему председателю— Ольге Егоровой, а председатель Верховного суда РФ не порекомендует ее кандидатуру президенту, тогда возможны изменения в столичном судебном корпусе.
Родился в 1962 году в Москве. Окончил юридический факультет МГУ им. Ломоносова, там же учился в аспирантуре. В 1990 году стал работать в юридическом отделе Аппарата Президиума Верховного Совета РСФСР главным специалистом. С 1996 по 2001 годы работал судьей Московского городского суда. Из-за конфликта с председателем Мосгорсуда Ольгой Егоровой дважды был лишен полномочий, но дважды Высшая квалификационная коллегия судей отменяла эти решения. В 2001 году ушел в отставку.
Он отметил, что прежний мэр Юрий Лужков активно поддерживал кандидатуру г-жи Егоровой при назначении ее на пост председателя Мосгорсуда. «Но сих пор Егорова набрала собственный вес. И она будет нужна новому мэру так же, как и прежнему»,— заметил он.
При этом Сергей Пашин не исключил возможности проведения проверки Верховным судом. «Посмотрят, много ли дел заволокитили, какой процент отмены изменений, доступно ли правосудие, как жалобы разбираются— быстро или медленно, как дела принимаются,— предположил он.— По результатам проверки могут быть какие-то санкции. Но это вряд ли». Отношения мэра с судьями
Сергей Пашин рассказал, что в середине 90-х годов Юрий Лужков очень сильно помогал судьям Москвы. «Это выражалось в доплатах к судейскому жалованью,— сообщил он.— Это так и называлось— "лужковские деньги". В особенности Лужков доплачивал работникам аппарата судов, которые вообще влачили нищенское существование».
Бывший столичный градоначальник обеспечивал московские суды ресурсами для ремонта собственных зданий. «По закону, по Конституции, все это положено делать из федерального бюджета,— заметил г-н Пашин.— Но фактически внебюджетные средства очень активно осваивались и в Москве, и в Петербурге».
Сергей Пашин обратил внимание на то, что доказать прямое влияние Юрия Лужкова на судей и те решения, которые они выносили по его искам, невозможно. «А потом, сплошь и рядом никаких указаний не надо,— считает Сергей Пашин.— Понимают же люди, в чьих интересах что делают».
Он заметил, что по искам бывшего мэра суд иногда значительно снижал суммы компенсации морального вреда. «Это может говорить о какой-то объективности и здравом смысле. Ну и осмелели, не без этого»,— добавил он.
|