Вчера на расширенном заседании политсовета московского отделения «Единой России», куда пришло и все московское руководство, Лужков ответил анонимным критикам из администрации президента и федеральным телеканалам. Мэр перечислил свои заслуги и отметил, что все это сделано благодаря поддержке правительства Владимира Путина. Одни руководители считают, говорил Лужков, что он вовремя вернулся из отпуска из-за пожаров, другие, из администрации президента, — что не вовремя, но эти обвинения не имеют под собой оснований. Из фактов, предъявленных ему СМИ, мэр опроверг только один: о том, что после пожаров потратил на пчел больше городских средств, чем на инвалидов. 200 млн руб. из бюджета Москвы пошли не на его пчел, а на ферму в Курской области, которая снабжает треть столичных школ молоком, объяснил он.
Мэр не сомневается: травля продолжится — и обещал бороться до конца: «Я их не боюсь!» Члены политсовета аплодировали стоя.
Несколько чиновников и политиков сообщали «Ведомостям», что в правительстве и администрации президента до августа не было согласия, отправлять ли в досрочную отставку Лужкова или дождаться истечения его полномочий летом 2011 г. По их словам, на августовской встрече Путин заверял Лужкова, что тот досидит до конца срока. Но когда Лужков стал открыто играть на противоречиях между правительством и Кремлем — в частности, поддержав одобренное правительством строительство трассы через Химкинский лес, — у Кремля появились новые поводы для недовольства, и анонимный источник в администрации обвинил мэра в попытке вбить клин в правящий тандем. Через день начались разоблачительные сюжеты — сперва на НТВ, потом на других телеканалах.
Московский чиновник сообщил «Ведомостям», что городское правительство ожидает слов поддержки от премьера Владимира Путина на окружной конференции «Единой России» в Нижнем Новгороде. Но премьер вчера этой темы не коснулся. Заступился за Лужкова лишь председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов.
Принципиально вопрос о досрочной отставке Лужкова решен, сообщили вчера чиновник администрации президента и единоросс. Ситуацию довели до патовой, вполне возможно, дадут сторонам остыть, а через пару-тройку недель (21 сентября у Лужкова день рождения) завершат операцию по увольнению, полагает московский политик. Правительственный чиновник говорил «Ведомостям», что мэр уйдет в декабре.
Согласован и преемник Лужкова, говорит один из собеседников «Ведомостей», это человек из шорт-листа, составленного «Ведомостями» по информации из Кремля и правительства (вице-премьеры Сергей Собянин и Сергей Иванов, министр Сергей Шойгу и бывший калининградский губернатор Георгий Боос).
Иванов вряд ли займет этот пост, считают собеседники «Ведомостей». Плюс Шойгу в большой популярности в стране и управленческом опыте: он сможет обеспечить результат «Единой России» в Москве не ниже, чем при Лужкове.
Боос позиционируется как человек из команды мэра (трижды избирался от Москвы в Госдуму) и единственный человек в списке, которому Лужков согласился бы сдать власть, объяснял человек, близкий к администрации.
«Мне об этом ничего не известно», — ответил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков на просьбу прокомментировать сведения о том, что с Путиным согласована досрочная отставка Лужкова, а что касается августовской встречи мэра и премьера, содержание ее закрытой части не будет раскрываться.
Представитель Бооса Светлана Оболенцева информацию об отставке Лужкова и его преемниках комментировать отказалась.
Чиновник московского правительства утверждает, что Лужков все-таки остается до 2011 г., якобы об этом вчера окончательно договорились.
Если Лужков усидит, это будет болезненный удар по реноме Медведева: как он после этого будет требовать от губернаторов и чиновников исполнения его указаний, рассуждает политолог Евгений Минченко. Кроме того, считает Минченко, поддержка Лужкова не выгодна и Путину: если он не позволит Медведеву убрать Лужкова, станет ясно, кто действительно руководит страной и пойдет на выборы президента, а это сужает премьеру пространство для маневра. Поэтому борьба, о которой говорил вчера Лужков, убежден он, не за сохранение поста, а за отступные.
|