Столичное правительство неожиданно стало объектом критики президента России. В субботу, 14 августа, обсуждая с первым вице-премьером Игорем Шуваловым антимонопольную политику, Дмитрий Медведев заявил, что в Москве сложился «в высшей степени монополизированный рынок», и мэрии пора бы об этом подумать. Конечно, столичным властям не в первой оправдываться перед руководством страны, но делать это приходится все чаще.
Субботняя встреча президента России Дмитрия Медведева с первым вице-премьером Игорем Шуваловым не сулила Юрию Лужкову никаких неприятностей.
Первый вице-премьер начал с рассказа президенту о содержании ежегодного доклада Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в Российской Федерации (который, к слову, был опубликован еще в конце июня), а затем перешел и на вовсе далекое от сугубо столичных вопросов антимонопольное законодательство. Однако глава государства неожиданно вывел разговор на московские проблемы.
Когда Шувалов посетовал, что «по некоторым отраслям в центральном регионе» ситуация с конкуренцией складывается «сложная», Медведев попросил уточнить, о каких регионах идет речь. «В том числе и в Москве по некоторым операциям рынок неконкурентный»,— осторожно ответил Шувалов.
На что президент заявил: «Думаю, в Москве в высшей степени монополизированный рынок, здесь есть о чём задуматься правительству Москвы». «Монополия легко образуется в крупных населённых пунктах именно потому, что много денег, сконцентрировано значительное количество капиталов, монополистические тенденции более чётко проявляются»,— пояснил Медведев. Подрыв глобального рейтинга
Справедливости ради сказать, в 307-страничном докладе ФАС, который обсуждали президент с первым вице-премьером, Москве отведено не так много места, однако диагноз городу поставлен удручающий. В документе указывается, что в октябре 2009 года Всемирный банк впервые в рамках ежегодного глобального исследования Doing Business опубликовал субнациональное исследование— «Doing Business in Russia— 2009».
Оценив условия ведения бизнеса в 10 городах России, авторы этого исследования пришли к выводу, что сложнее всего начать и вести бизнес в Москве. Оценка Москвы «как худшего среди российских городов по деловому климату явилась одним из значимых факторов, повлиявших на место России в глобальном рейтинге ( снижение со 118-го на 120— место среди 183 стран)».
«В качестве решения проблемы и улучшения делового климата в России авторы доклада и бизнесмены видят проведение масштабных реформ как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России»,— говорится в докладе ФАС.
ФАС также поминает столичное правительство в приложениях к документу, среди «значимых примеров» нарушения закона, указывая, что в минувшем году правительство Москвы и департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы были признаны нарушителями антимонопольного законодательства. За все в ответе
Юрию Лужкову не впервой сталкиваться с критикой, и до сих пор она не имела фатальных последствий – даже когда в ноябре 2008 года мэр высказался за возвращение выборности губернаторов, все ограничилось жестким заявлением Медведева о том, что изменение действующей системы "нереалистично и недопустимо». «Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление»,— сказал тогда российский президент. Заявление подано не было, конфликт вроде замяли.
Однако в последние месяцы критика в адрес мэра звучит все чаще, и ряду политологов его отставка кажется уже неизбежной. «Проблема сегодня не в том, уйдет ли он, а в том, когда и как это произойдет»,— утверждалось, к примеру, в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций, опубликованном в мае этого года.
Автор документа, гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов, высказывал уверенность, что Лужкову недолго осталось сидеть в своем кресле, напоминая, в подтверждение этого тезиса, о нарастающем как снежный ком количестве столичных скандалов: нос поселка «Речник», «живой щит» на МКАД, арест приближенных чиновников, Генплан Москвы.
В эту же копилку пошли и апрельские иронические замечания Владимира Путина в адрес столичного градоначальника, отпущенные в ответ на обещание Жириновского предоставить компромат на мэра. «Было сказано, что это очень коррумпированное правительство, что они все растащили, а потом Владимир Вольфович сказал, что Лужков хочет отдать за границу самые жирные куски,— сказал тогда премьер, отвечая на вопросы депутатов Госдумы.— Чего это Лужков самые жирные куски хочет отдать? Вы можете себе такое представить, чтобы Лужков хотел отдать самые жирные куски кому-то за границу или?..»
Ключевая проблема в том, что дело вышло за рамки словесных баталий, и снова то Медведеву, то Путину приходится вмешиваться в сугубо городские вопросы— то председатель правительства отряжает вице-премьера Сергея Иванова заниматься ремонтом Ленинградки, то президент ходит по станциям скорой помощи, пока мэр лечит спортивную травму за границей.
И хотя после возвращения из отпуска Лужков побеседовал с Путиным, не похоже, что на этом все его сложности «рассосались». Когда критика вызавана отпуском— его можно прервать. Но исправить системные ошибки в работе столичного чиновничества, на которые указали мэру теперь, куда труднее. И неизвестно, есть ли на это время.
|