Недавно правительство одобрило перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов. Среди ФЦП оказалась и скандальная программа «Чистая вода» имени Виктора Петрика, к настоящему моменту не то что не утвержденная, но еще даже толком не написанная.
Зачем заранее закладывать деньги под еще не созданную программу? Сделать это можно только при наличии договоренности: программу успеют и подготовить, и утвердить. По слухам, Минэкономики, которое получило на разработку «Чистой воды» еще в 2008 году 50 млн рублей и за несколько лет так и не смогло подготовить вменяемого проекта программы, на все про все дали месяц. К чему вдруг такая спешка? И сколько еще денег вытянет «Чистая вода» из бюджета в ближайшее время?
Напомним, сага «Чистая вода» (назвать ее госпрограммой не поворачивается язык) началась еще в 2006 году. «Единая Россия» разработала партийный проект по улучшению снабжения населения страны качественной питьевой водой. На деле «улучшение снабжения» свелось к установке фильтров доочистки, произведенных по технологии изобретателя Виктора Петрика, который имеет несколько совместных патентов со спикером Госдумы и лидером ЕР Борисом Грызловым. Вначале фильтры устанавливали в регионах на партийные средства, потом — на деньги региональных бюджетов в тех субъектах Федерации, где под влиянием единороссов были приняты областные «Чистые воды». Однако Грызлов и Ко рассчитывали на совсем иной масштаб — единороссы на своем сайте еще несколько лет назад, не стесняясь, называли партийную программу государственной.
Осуществлению амбициозных планов помешали ученые и журналисты. Предлагаемые к использованию фильтры могут оказаться небезопасными, говорили и те и другие. Провели независимые исследования, подтвердившие опасения, свое заключение не в пользу Петрика озвучила комиссия РАН. В начале этого года единороссы и Грызлов начали активно открещиваться и от нанотехнологий, которые якобы применялись в фильтрах, и от самих фильтров, и от Петрика — даже запретили последнему использовать символ партии на упаковках с чудо-изобретением.
Однако работа над госпрограммой шла своим чередом. Первое поручение правительства касательно госпрограммы появилось еще в 2007 году, когда тогдашний премьер Зубков после обращения Грызлова поручил министерствам рассмотреть возможность ее создания.
Но конкурс по разработке проекта программы назначают только на сентябрь 2008-го. В нем участвуют всего две организации: ОАО «Институт микроэкономики», подведомственный Минэкономики и не имеющий никакого опыта в области водных проблем и ни одного профильного специалиста в составе исполнителей, и некоммерческое партнерство «Институт экономики и законодательства», обладающий и соответствующим опытом (проекты по возрождению Волги), и специалистами, но… созданный по инициативе единороссов. Цена вопроса — 48 млн рублей. Срок исполнения — 2 месяца. Выиграл Институт микроэкономики. Как говорится, из двух зол…
В мае 2009 года Минэкономики обращается к правительству с письмом, в котором просит дать поручение Министерству финансов как можно быстрее согласовать проект или представить свои замечания. Лучше бы не просили. Замечания вызывают практически все разделы: начиная с самой постановки проблемы и заканчивая отсутствием экономического обоснования, критериев оценки эффективности мероприятий программы, четко прописанных механизмов финансирования, адекватности в оценке отечественных и зарубежных инновационных разработок.
В общем, программа так и не была принята. И в конце июля 2010 года Минэкономики в очередной раз попыталось ее утвердить. Что же за документ поступил на рассмотрение на этот раз?
С точки зрения бюджета нынешняя «Чистая вода» чуть скромнее предыдущих — 156 млрд рублей на весь срок реализации (2011—2018 гг.), т.е. со среднегодовым объемом 19,6 млрд против фигурирующих в предыдущих версиях 20 млрд. Еще 34 млрд рублей с регионов на все 8 лет.
На этом отличия кончаются. Замечания министерств, которые содержались в письмах годичной давности, так и не были учтены. Представленный в правительство текст «Чистой воды» вообще сложно назвать программой — столько в нем очевидных ляпов. Начиная с использования неактуальной статистики (приводимые цифры в основном касаются 2006 года), заканчивая отсутствием четких механизмов реализации мероприятий. Да и мероприятий, кстати, тоже, считай, нет. Зато полно размытых формулировок вроде «государственная поддержка региональных программ», «софинансирование частных инвестиций» и таких же способов их реализации: «определение мотивации субъектов Российской Федерации к разработке, финансированию региональных программ и реформированию отрасли», «для повышения инвестиционной привлекательности сектора <…> частным инвесторам должны быть обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций».
Но есть и одно весьма конкретное мероприятие — установка в социальных учреждениях фильтров доочистки. То есть фамилии Петрика в тексте нет, но все необходимые условия для участия его компаний в конкурсах на установку таких фильтров созданы. А победы в конкурсах правильных компаний — давно освоенная в России нанотехнология.
Вот, например, в региональной программе «Чистая вода», реализованной в Великом Новгороде, фамилия Петрика тоже не фигурировала, и вроде как каждое социальное учреждение само выбирало, какие фильтры ставить, а бюджет области это оплачивал. Тем не менее «петрики» оказались практически во всех школах, детских садах и больницах города.
Разработка «Чистой воды» обошлась бюджету в 48 млн рублей за 40 страниц, или по 1,2 млн — за страницу. Если же из программы вычеркнуть все пустые места и повторы, которыми изобилует текст, то в лучшем случае от исходного объема останется треть, и стоимость страницы окажется еще выше — 3,6 млн. А согласно экспертному заключению по выполнению технического задания на написание «Чистой воды», «данная работа не является научно-исследовательской и опытно-конструкторской». То есть красная цена такой работе — 3 млн рублей.
Заместитель председателя правительства Александр Жуков, возглавляющий рабочую группу по созданию «Чистой воды», своего решения по поводу программы пока не принял.
Зато уже сложились два коллектива, которые готовы, не жалея живота своего, заняться реализацией программы и пропустить через себя финансовые потоки «Чистой воды».
Организация первая.
Комиссия по содействию реализации задач обеспечения населения чистой водой при думской фракции «Единой России». Создана по инициативе Бориса Грызлова 28 июня 2010 года. Глава — единоросс Евгений Федоров. Декларируемая цель создания — в названии. Эксперты в недоумении: комиссии бывают общепарламентскими, а никак не фракционными (хотя какая, по сути, разница — при большинстве ЕР в Думе). За несколько недель до ее официального появления на свет думские единороссы развели бурную деятельность: разослали по профильным министерствам письма, в которых запрашивали информацию о том, что сейчас делается в стране для улучшения ситуации с водой. 16 июня обратились к Жукову с просьбой ускорить разработку и принятие госпрограммы.
Очевидно, комиссия создавалась для реализации законодательных инициатив, предусмотренных в госпрограмме. Водного законодательства в стране нет. Основные документы, которых не хватает в отрасли: техрегламент «О безопасности питьевой воды», законы, регулирующие отношения в водном секторе, и все, что касается тарифообразования. Все они, кроме того, что важны сами по себе, необходимы для старта реализации госпрограммы. Так что одна из задач комиссии — ускорить принятие законов.
Организация вторая.
Некоммерческое партнерство «Российское водное общество» (РВО). Создана 4 февраля 2009 года по распоряжению Путина. Учредители — санкт-петербургский «Водоканал» (активно поддерживающий внедрение фильтров доочистки Виктора Петрика), ЗАО «МЕТТЭМ-Технологии» (производители фильтров «Барьер»), ООО «Научно-исследовательский институт надмолекулярных систем и нанотехнологий» (с 2006 года Петрик являлся научным руководителем этого института), ООО Управляющая компания «Региональные Объединенные Системы Водоканал» (головная структура группы компаний Росводоканал, в управлении которой находится значительная часть региональных систем водоснабжения и водоотведения). Президент — Светлана Орлова, зампред Совета Федерации, а по совместительству — зампред Совета по федеральным и региональным программам, один из лидеров партийной «Чистой воды», во многих интервью превозносила фильтры Петрика. Председатель правления — Александр Катков, ее ответсек в Совете по федеральным и региональным программам.
Общество претендует на замещение государственных функций: от разработки программ до координации взаимодействия всех структур, задействованных в решении проблемы «Чистой воды». Также РВО не против проводить «независимые общественные экспертизы» и, в случае чего, даже создать экспертный совет, которому передадут права на доработку государственной «Чистой воды».
Для того чтобы заполучить мероприятия по реализации программы, у РВО отличный состав: два крупных отраслевика («МЕТТЭМ» и Росводоканал), административный ресурс (Орлова и Катков), ну и в лице директора питерского «Водоканала» Ф. Кармазинова и руководителя Института надмолекулярных систем и нанотехнологий В. Сандуковского ниточка, тянущаяся к Петрику. А от него, вероятно, — к Грызлову.
Говорят, юридический департамент Минэкономики наотрез отказался рассматривать новый проект «Чистой воды», мотивировав отказ тем, что эта программа — вовсе даже не программа. Максимум — концепция. Говорят, что Александр Жуков отложил принятие решения (а решение здесь может быть только одно — отправление на доработку) по просьбе Светланы Орловой. И дал срок для устранения недостатков до середины августа. После этого Светлана Орлова начала «трясти всех», от заместителей глав департаментов до заместителей Набиуллиной. Говорят также, что она обращалась и в партийную комиссию с просьбой активизировать законотворческую деятельность. Просто ей и партии очень хочется, чтобы программа уже наконец была принята. И пошли уже, пусть не 19,6 млрд, но хотя бы 3 млрд рублей, которые отведены на реализацию программы в проекте бюджета.
|