Покупка структурами «Нафта-Москва» 2/3 территории военного аэродрома «Кубинка» под строительство бизнес-терминала заставит военных летчиков, в том числе знаменитых «Стрижей» и «Русских витязей», изменить график полетов, а в худшем случае— расформировать знаменитые на весь мир пилотажные группы. Как пояснили GZT.RU в руководстве аэродрома, это связано с повышенными требованиями безопасности при перевозке пассажиров. Впрочем, военные полагают, что из-за большого объема работ перевозки пассажиров в «Кубинке» начнутся лишь через два года.
Представитель руководства 237-го Центра показа авиационной техники им. Кожедуба, который базируется на «Кубинке», рассказал GZT.RU, что в ближайшие два года военные не ожидают серьезных изменений в программе своих полетов, однако в дальнейшем ее придется серьезно скорректировать.
«Как минимум два года они (представители бизнес-авиации. — GZT.RU) будут строить инфраструктуру, возводить строения и сооружения. Поэтому, пока это не будет закончено, конечно, никаких изменений не будет. Но в дальнейшем под гражданские суда будут переписываться инструкции. Потому что, например, когда гражданские летают, военные находятся на земле, таковы правила, поскольку безопасность гражданских пассажиров обеспечивается более тщательно, чем военных летчиков»,— отметил представитель центра.
Он добавил, что сейчас военные самолеты, в том числе «Витязи» и «Стрижи», совершают три–четыре вылета в неделю. При этом распоряжением Главкома ВВС запрещены полеты с Кубинки военной авиации по воскресеньям и во второй половине субботы. Год назад в это время летала авиация РОСТО-ДОСААФ, которая готовила летчиков-любителей и организовывала прыжки с парашютом. Однако после того, как распоряжением премьер-министра России Владимира Путина с «Кубинки» был снят статус аэродрома смешанного базирования, РОСТО потеряло право базировать там свои самолеты и покинуло «Кубинку».
«Стрижи» и «Витязи» под угрозой исчезновения Представитель центра не стал прогнозировать, как именно изменится график полетов военных летчиков после того, как купившие кусок «Кубинки» структуры начнут коммерческую эксплуатацию аэродрома, однако заметил, что все действия бизнесмены тщательно согласовывают с военными.
«Какие у них там планы, сказать, конечно, сложно— они их целиком пока не раскрывают, видимо, это будет зависеть от того, пойдет у них бизнес или нет. Но уже известно, что на аэродроме планируется строительство диспетчерской вышки, в которой будут и военные, и гражданские диспетчеры», – сказал он GZT.RU.
В свою очередь командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов выразил уверенность, что развитие бизнес-авиации приведет к закрытию группы.
«Как вы себе представляете, чтобы мы осуществляли пилотаж на малой высоте, когда на посадку заходит гражданский борт? А с учетом того, что там планируется организовать 1,5 тыс. вылетов в месяц, у нас просто не будет возможностей для вылетов. Я думаю, что еще года два – и всех военных с „Кубинки“ выведут. А в этом случае наши пилотажные группы перестанут существовать»,— считает Морозов.
Он добавил, что такая перспектива пока никак не сказывается на подготовке летчиков. Во всяком случае, «Стрижи» только что набрали молодых пилотов. Морозов уверен, что опыт группового пилотирования пригодится им в любом случае.
Перепрофилирование военных аэродромов идет давно Кубинка не единственный аэропорт в московском регионе, где, кроме военных, принимают и гражданские суда, хотя, как правило, ведомственные. Так, авиабаза ВМФ России «Остафьево» принимает рейсы «Газпромавиа» и является базовым аэродромом этой компании. Аэродром «Раменское» ЛИИ им. Громова кроме экспериментальных и военных самолетов принимает грузовые и пассажирские самолеты, как коммерческие, так и ведомственные МВД, ФСБ, МЧС.
Военный аэропорт Чкаловский, который является базой 8-й авиационной дивизии особого назначения, кроме бортов военно-транспортной и специальной авиации принимает самолеты МВД России, Роскосмоса и чартерные гражданские суда. По непроверенным данным, в Чкаловском базируется личный самолет министра обороны Анатолия Сердюкова, на котором он на выходные куда-то улетает из Москвы. Есть и обратные примеры, когда гражданские аэропорты обслуживают самолеты силовых ведомств. Так, в Шереметьево и Внуково базируется авиация ФСБ России, в Домодедово— самолеты МЧС, Быково активно использует МВД.
Всего, по подсчетам генерала армии Петра Дейнекина, возглавлявшего с 1991 по 1998 год ВВС СССР и России, за постсоветскую историю из нескольких тысяч различных государственных и ведомственных аэродромов сохранилось не больше трети.
«В советское время каждое уважающее себя ведомство считало необходимым иметь свои аэродромы. Поэтому на территории страны появилось невероятное количество «бетонок» от армии и флота, министерства авиационной промышленности и радиопрома, гражданского воздушного флота и полярной авиации. Все строили себе отдельные аэродромы, благо, что финансирование было бюджетным и денег на это не жалели. Когда мы перешли на рыночные отношения, от лишних аэродромов стали избавляться. То, что представляет интерес у бизнеса, стараются продать, но в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке интерес предпринимателей к землям еще не такой высокий, как в Подмосковье или Ленинградской области»,— отметил Дейнекин.
Главком выразил уверенность, что военно-воздушные силы сохранят за собой то количество аэродромов, которое позволит российской боевой авиации выполнять задачи по предназначению.
Однако точное число оставшихся в строю военных аэродромов неизвестно и мало того – является военной тайной. При этом, по данным действующего главкома ВВС Александра Зелина, из более чем 100 авиационных соединений в России останется 33 авиабазы в четырех командованиях. При этом Зелин уточнил GZT.RU, что в состав одной базы может входить несколько аэродромов.
Почем фунт авиационного лиха Земельный участок аэродрома «Кубинка» площадью 46 гектаров было продан за 217 млн рублей на аукционе в среду ЗАО «Аэропорт Кубинка», которое принадлежит владельцу «Нафта-Москва» Сулейману Керимову. При этом в аукционе участвовало также ООО «Балт-Инвест», занимающейся риэлтерским бизнесом в Санкт-Петербурге. Кроме земельного участка, победителю отошли 24 нежилых здания и строения, что в совокупности составляет около 2/3 военного аэродрома.
В Минобороны GZT.RU подчеркнули, что Центр показа авиационной техники имени И. Кожедуба и ОАО «121-й авиационный ремонтный завод», которые расположены на территории аэродрома, остаются в местах своей дислокации. «Взлетно-посадочная полоса и другая инфраструктура, необходимая для полетов, будут использоваться Центром показа авиационной техники и другими организациями совместно»,— говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте военного ведомства.
|