На прошлой неделе директор ФСБ Николай Патрушев обвинил Березовского в финансировании чеченских боевиков. День спустя начальник управления программ содействия ФСБ Александр Зданович заявил в Махачкале, что "установлена и документально засвидетельствована связь Березовского с некоторыми полевыми командирами и финансирование им террористической деятельности". При этом он обещал передать имеющуюся информацию правоохранительным органам европейских стран.
Связи были, это очевидно. Березовский очень тесно был связан с боевиками. Мне лично он говорил, что возил и передавал деньги в Чечню. Правда, он все время говорил, что передает деньги на строительство цементного завода. При этом он укорял власть, которая не может помочь Чечне. То обстоятельство, что он был заместителем секретаря Совета безопасности, внесет трудности в предъявление каких-то обвинений. Однако если обвинение будет предъявлено и он будет объявлен в розыск, тогда его экстрадиция возможна. Выдачу осложнит то, что на Западе его считают политэмигрантом. Чем убедительней будут доказательства нашей стороны, тем проще будет вернуть Березовского в Россию.
Анатолий Куликов
депутат Госдумы, в 1995 - 1998 гг. министр внутренних дел
Обвинение наверняка будет выдвинуто, потому что ФСБ слишком серьезный орган и пустых обещаний не дает. Однако сомневаюсь, что эти обвинения приведут к тому, что Березовский будет выдан России. С юридической точки зрения связь Березовского с боевиками очень трудно доказать, потому что эти контакты по определению не носят публичный характер и большей частью являются секретными. Кроме того, на Западе уже стали различать понятия "чеченский террорист" и "чеченский сепаратист". Масхадов, Закаев и их политическое окружение террористами на Западе не считаются. Для них террористы - это фигуры, подобные Шамилю Басаеву, Хаттабу. На основании этого, если даже будут представлены доказательства контактов Березовского с чеченскими руководителями, нужно будет еще доказать западным судебным органам, что эти люди являются террористами.
Борис Макаренко
первый заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обращает на себя внимание высокая принципиальность наших спецслужб, которые связь человека с террористами определяют только после того, как человек выдвинул обвинения в их адрес. Такая спецслужба просто не внушает доверия. Эти же сомнения наверняка возникнут и у судебных инстанций тех стран, которым придется решать вопрос об экстрадиции Бориса Березовского.
Эмиль Паин
генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований
Эта история закончится ничем. Никто серьезно не будет ставить вопрос о привлечении Бориса Березовского к уголовной ответственности, и никто не будет настаивать на экстрадиции его в Россию. Эта история раздута ФСБ лишь для того, чтобы утихомирить Березовского, и является своего рода ответом на его выпады в адрес ФСБ, которая, по его словам, якобы была причастна к взрывам домов в Москве. Думаю, что это блеф, Березовский всегда любил блефовать. Если бы это было на самом деле так, то Березовский давно бы уже рассказал об этом. В свое время я ему предлагал свою помощь в донесении этой информации до президента и общественности, однако он отказался. Если же у ФСБ есть доказательства его финансирования боевиков, то здесь необходимо очень тонкое расследование, на которое сегодня не способны ни следователи, ни оперативные работники.
Виктор Илюхин
депутат Госдумы, член комитета по безопасности
Связь с боевиками доказать могут, но экстрадиция вряд ли возможна. Борис Березовский сегодня нужен Западу. Несмотря на все обвинения в адрес Березовского, на Западе от него не отворачиваются. Он им ценен как носитель информации, потому что он долгое время являлся подковерным игроком в России. Такие люди спокойно путешествуют по миру, и наверняка у них есть гласные или негласные соглашения со спецслужбами зарубежных стран об их неприкосновенности. Если бы Березовский не чувствовал крепкую поддержку, он бы не выступал с резкими выпадами в адрес российских властей, а просто затаился бы.
Александр Трещев
президент адвокатской компании "Внешюрколлегия"
Мне не верится, что с Березовским будут чем-то расплачиваться за то, чтобы он замолчал. Чем обычно заканчиваются для олигархов подобные истории? Сказавши "а", нужно всегда думать, что будет дальше. И я не верю, что Борис Абрамович что-то делает, не подумав. Не думаю, что он просто хотел похлопотать лицом. Хотя PR-кампания у него и получилась просто фантастическая. Какие реальные потери он может понести в результате, трудно сказать. До заграницы, конечно, далеко. Но я не особо завидую Борису Абрамовичу. Он связался не с той структурой, с которой играют в игры. Думаю, будет долгая и грязная разборка с большими неприятностями.
Анатолий Лысенко
член Академии российского телевидения
|