В закон «О рекламе» в конце 2009 г. внесены поправки, запретившие федеральным телеканалам заключать договоры с медиаселлером, контролирующим более 35% продаж телерекламы в стране. Сейчас рекламу большинства каналов («Первый канал», ВГТРК, CTC Media, НМГ-ТВ, «Профмедиа» и др.) продает «Видео интернешнл». С 2011 г. лишь часть из них сможет продлить контракты с этим селлером, остальным придется работать с другими (сейлз-хаус «Газпром-медиа» и «Алькасар») либо самим заняться продажей рекламы.
Весной 2010 г. ФАС составила список 15 федеральных каналов, на которые распространяется ограничение, а вчера объявила доли каждого из них. Больше всего телерекламы продает «Первый канал»: он контролирует 23,11% национального и 22,84% регионального рынка рекламы. Среди холдингов крупнейший — «Газпром-медиа»: его каналы НТВ и ТНТ вместе занимают 27,79 и 28,3% соответственно, подсчитала служба. ФАС не сообщила, каковы доходы федеральных каналов — только доли.
«Видео интернешнл» контролирует 66,7% национальной и 68,8% региональной рекламы в стране, доли остальных селлеров значительно меньше и не выходят за пределы оговоренных в законе 35%.
Если верить данным ФАС, «Первый канал», ВГТРК (17% на национальном и 20,72% на региональном рынке), CTC Media (20,41 и 23,33%) с 2011 г. не смогут больше продаваться через одного селлера: две любые из них в сумме имеют долю больше, чем позволяет закон.
Представители «Первого канала» и ВГТРК отказались комментировать планы размещения рекламы в следующем году. CTC Media пока не решила, с каким продавцом будет работать, заявила PR-директор холдинга Екатерина Осадчая. CTC Media усиливает коммерческую службу, чтобы в случае необходимости в любой момент начать самостоятельную продажу рекламного времени, рассказал недавно гендиректор компании Антон Кудряшов.
Другие телеканалы неофициально признают, что рассматривают разные возможности развития событий в 2011 г.
Решения телеканалы примут к сентябрю, обещают топ-менеджеры трех федеральных каналов, опрошенные «Ведомостями»: к тому времени станет ясна стратегия крупнейшего игрока — «Видео интернешнл», который сейчас меняет собственника: 100% этого селлера покупают структуры банка «Россия», основного акционера Национальной медиагруппы. Тянуть дольше сентября каналы не смогут, рассуждают собеседники «Ведомостей»: осенью рекламодатели начинают утверждать бюджеты на следующий год, и им надо точно знать, с кем работать.
Оценка антимонопольной службы — не официальный документ, обращают внимание топ-менеджеры, так что какие-то альянсы между крупнейшими телеканалами все еще возможны. По словам руководителя одного из каналов, телекомпания может привлечь селлера не для распространения рекламы, а, к примеру, для консультаций.
Такие договоры возможны, но, если ФАС усмотрит в них признаки ценовых соглашений, они будут аннулированы, заявил вчера замруководителя ведомства Андрей Кашеваров. Руководитель одного из каналов уверен, что в конечном итоге новую конфигурацию рынка будет определять не ФАС, а администрация президента и правительство, для которых доходы центральных каналов — не только только экономический, но и политический вопрос.
Цифры ФАС вызвали у высокопоставленных собеседников «Ведомостей» недоумение: телевизионные руководители обратили внимание, что CTC Media, по расчетам службы, зарабатывает больше ВГТРК, а доходы РЕН ТВ — самые низкие (0,06% национального и 0,01% регионального рынка рекламы). Выручка РЕН ТВ, по ее собственным данным, в 2009 г. составила 3,7 млрд руб., а каналов «Профмедиа» (ТВ3, MTV, 2×2, VH1) — 4,9 млрд руб., но, по оценке ФАС, ТВ3 и MTV вместе контролируют 4,8% национального размещения рекламы. По словам Кашеварова, ФАС использовала в расчетах данные, предоставленные телеканалами, и не перепроверяла их.
Гендиректор НМГ-ТВ Владимир Ханумян вчера вечером не смог оперативно прокомментировать ситуацию.
Представитель «Видео интернешнл» отказался от комментариев. Гендиректор сейлз-хауса «Газпром-медиа» Сергей Пискарев был вчера недоступен для журналистов.
|