Последний звонок в России прозвенел вчера для 840 тыс. выпускников школ. В Минобрнауки утверждают, что большинство из них смогут получить высшее образование -- конкурс в вузы в этом году будет невысок, даже на бюджетные места. «Количество бюджетных мест в вузах не сократилось, -- цитирует ИТАР-ТАСС представителей Минобрнауки. -- Благодаря сокращению числа абитуриентов в 2010 году на 1000 выпускников будет приходиться 554 бюджетных мест, из них 418 -- очной формы обучения». Включиться в борьбу за место в престижном вузе школьникам придется уже на днях. 27 мая стартуют испытания ЕГЭ по информатике, биологии и литературе, а обязательные для всех экзамены по русскому языку и математике пройдут 31 мая и 7 июня.
И, как прогнозируют в Министерстве внутренних дел, судя по всему, грядущая приемная кампания вновь пройдет под аккомпанемент скандалов о взятках, фиктивных сертификатах и «липовых» льготниках. До введения процедуры ЕГЭ нелегальный рынок образовательных услуг, бесспорно, был огромен. И инициаторы введения единого экзамена утверждают, что новая схема перехода из школы в вуз позволила снизить коррупционную составляющую вступительной кампании. По оценкам ректора Госуниверситета -- Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, в прошлом году «объем не выплаченных благодаря ЕГЭ взяток при поступлении в вузы составил 10 млрд руб.». Но представители силового ведомства, как, впрочем, и защитники прав потребителей, отмечают, что коррупция по-прежнему процветает.
МВД дает статистику на основе результатов специальных оперативно-профилактических мероприятий. Начальник 3-го оперативно-розыскного бюро департамента экономической безопасности МВД Александр Бланков рассказал вчера, что по сравнению с 2008 годом в 2009-м было выявлено на 116% больше должностных преступлений и на 91% больше фактов получения и дачи взятки. Г-н Бланков допускает, что в этом году нарушений будет еще больше, но делать точные прогнозы не берется. Конкретные цифры даст проверочная операция ДЭБ -- она уже стартовала; пока анализируются документы льготников всех категорий. Г-н Бланков подчеркнул, что в связи с новым механизмом приема в вузы изменились преступные схемы. «Сейчас можно говорить о том, что коррупционные проявления переместились в центры проверки результатов ЕГЭ, в школы», -- сказал он.
Общество защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) вчера же обнародовало результаты своего анализа теневого рынка образования. Зампредседателя ОЗППОУ Виктор Панин заявил, что, по средневзвешенным экспертным оценкам, оборот коррупционных денежных средств в отечественном образовании составляет около 5,5 млрд долл. в год. На этапе же поступления в высшие учебные заведения в России оборот коррупционных средств составляет, по различным данным, от 520 млн долл. (оценка ЮНЕСКО) до 1,5 млрд долл. (подсчеты ДЭБ МВД). В беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Панин отметил: «Основная мысль, которую мы отстаиваем, -- введение ЕГЭ не приводит к снижению коррупции». В частности, по его словам, в системе ЕГЭ имеются две основные бреши, открывающие возможности для махинаций. Во-первых, список льготников из 153 категорий остается непрозрачным, а это дает возможность «рядовым» абитуриентам поступить вне конкурса, подделав, например, справку об инвалидности. Согласно федеральному закону «Об образовании» вне конкурса принимаются, в частности, дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет; дети-инвалиды, инвалиды первой и второй групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя -- инвалида первой группы, если доход семьи ниже прожиточного минимума. Закон дает преимущество и выпускникам из сельской местности, детям военнослужащих, людям, отслужившим в армии более трех лет, тем, кто имеет какие-либо заслуги в области спорта, и многим другим. Во-вторых, коррупционеры наживаются во время олимпиад -- берут взятки за включение претендента в число победителей.
|