Через два месяца после предыдущей попытки доукомплектовать свое представительство в верхней палате федерального парламента Ингушетия в конце минувшей недели утвердила новую кандидатуру сенатора от законодательной власти. Теперь на сенатский портфель будет претендовать бизнесмен Ахмет Полонкоев. Если члены Совета Федерации согласятся считать его своим коллегой, он уже в ближайшие дни сможет переехать в кабинет на Большой Дмитровке.
В конце марта ингушский парламент уже утверждал кандидатуру сенатора. Тогда это был известный предприниматель Мусса Келигов, который в начале 2000-х годов поддержал Мурата Зязикова, только готовившегося стать президентом республики. Затем отношения между ними испортились, и г-н Келигов стал одним из самых активных деятелей ингушской оппозиции, добивавшейся отставки непопулярного президента.
Когда г-на Зязикова осенью 2008 года сменил Юнус-Бек Евкуров, Мусса Келигов прекратил резкую критику власти и даже попал в число бизнесменов, на чью помощь г-н Евкуров, по его собственным словам, хотел бы рассчитывать. Тем не менее, по имеющимся данным, выдвижение г-на Келигова в сенаторы от законодательной власти Ингушетии не было инициативой президента республики. Ингушские парламентарии легко поддержали предложенную кандидатуру, однако верхняя палата Федерального Собрания утвердить ее отказалась, поэтому стать сенатором Мусса Келигов так и не смог.
Между тем место второго сенатора от Ингушетии вакантно уже несколько месяцев. Прежний сенатор от законодательной власти Василий Лихачев, чья биография связана больше с Татарстаном, чем с Северным Кавказом, некоторое время назад стал заместителем министра юстиции РФ. Попытка Муссы Келигова занять освободившееся кресло провалилась, и теперь эту попытку должен будет повторить Ахмет Полонкоев.
Г-н Полонкоев -- ровесник г-на Келигова. Ему 47 лет. Он окончил Московский горный институт по специальности «экономика», а позднее стал известен как президент группы компаний «Акрополь». Состояние г-на Полонкоева до кризиса оценивалось в 200 млн долл., это один из ярких представителей сообщества бизнесменов северокавказского происхождения, с которыми федеральный центр последнее время все более явно связывает часть своих планов относительно социально-экономической реабилитации кавказских регионов. Возглавляемый г-ном Полонкоевым благотворительный фонд участвует в финансировании проекта строительства большой соборной мечети в ингушской столице -- городе Магас.
Если сенаторы утвердят кандидатуру Ахмета Полонкоева, Юнус-Бек Евкуров завершит процесс ротации сенатского представительства своей республики. Напомним, весной прошлого года он принял решение о смене представителя исполнительной власти Ингушетии в Совете Федерации: вместо Иссы Костоева сенатором стал Мухарбек Дидигов. Исса Костоев, много лет проработавший с Совете Федерации, выразил свое несогласие с политикой нового президента Ингушетии в отношении спора с Северной Осетией о Пригородном районе. Г-н Евкуров с самого начала своего пребывания у власти призвал ингушских политиков прекратить выдвигать невыполнимые требования о включении района в состав Ингушетии. Он предложил сосредоточиться на возвращении на эту территорию этнических ингушей, которые вынужденно покинули свои дома во время осетино-ингушского вооруженного конфликта 1992 года и во многих случаях до сих пор не могут вернуться под родной кров. Исса Костоев возражал президенту, считая, что отказываться от требования возвращения Пригородного района нецелесообразно.
Когда в Совет Федерации была внесена кандидатура Муссы Келигова, это вызвало недоумение у многих наблюдателей. Хотя появление в должности сенатора одного из известнейших оппонентов бывшего президента Ингушетии Мурата Зязикова не было лишено определенной логики и г-н Келигов в 2000-е годы успел приобрести обширный опыт административной работы в Южном федеральном округе, его биография изобилует яркими деталями, которые «не монтируются» с правилами современной российской политики. Во время первой войны в Чечне г-н Келигов, тогда один из топ-менеджеров ЛУКОЙЛа, лично проводил боевую операцию по освобождению брата, за которого чеченские боевики требовали выкуп. Расследование похищения, за которым бизнесмен тщательно следил, кажется, сделало его фигурой, неприятной для некоторых тогдашних силовиков. Это не помешало ему в 2002 году активно помогать избранию ингушским президентом генерала ФСБ Мурата Зязикова. Но под конец правления последнего досье г-на Келигова пополнилось острым конфликтом с ним и даже, по некоторым данным, дракой.
Ахмет Полонкоев не обладает столь насыщенной биографией, и теоретически у него не должно быть проблем с утверждением в Совете Федерации. Правда, спикер палаты Сергей Миронов некоторое время назад заявил, что сам хотел бы видеть на вакантном ингушском месте Сергея Бекова, бывшего председателя правительства советской Чечено-Ингушетии, а теперь сенатора от Забайкальского края. Но г-н Беков и так заседает в палате. А с точки зрения актуальной северокавказской политики молодой бизнесмен в сенатском кресле смотрится предпочтительнее заслуженного политика эпохи, от которой в современной Ингушетии, кажется, не осталось и следа.
|