Похоже, что улицы российской столицы к Дню Победы все-таки не будут "сталинизированы". И вызвавшая широкий общественный резонанс идея столичных властей и совета ветеранов Москвы установить в городе несколько плакатов о роли генералиссимуса Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне так и останется скандальным, но не реализованным проектом. Вчера агентства Интерфакс и РИА Новости со ссылкой на "информированный источник" сообщили о том, что «в рамках рекламной кампании, посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на улицах и площадях Москвы не планируется использовать материалы с использованием образа Иосифа Сталина».
Примечательно, что это сообщение появилось на следующий день после выступления управляющего делами Администрации президента РФ и главы оргкомитета по подготовке к празднованию 65-летия Победы Владимира Кожина, который предельно откровенно выразил позицию федеральных властей по поводу намечающегося вождистского перфоманса. «Оргкомитет -- против», -- отметил г-н Кожин. И если призывы к московским чиновникам со стороны общественности и правозащитников, выступавших против «реабилитации тоталитарного режима», Юрий Лужков мог не замечать, то игнорировать позицию Кремля, отвечающего за атмосферу народного праздника и рискующего репутацией в глазах ведущих политиков Европы, которые собираются приехать на Парад Победы, мэру будет куда сложнее.
Впервые информация о том, что жители и гости столицы смогут в праздничные дни лицезреть «отца народов» в местах народных гуляний, появилась в середине февраля. Инициативу выставить на улицы стенды с портретами Сталина и описанием его руководящей и направляющей роли в войне приписывали ветеранским объединениям, и в частности руководителю городского совета ветеранов, бывшему секретарю ЦК КПСС, кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС Владимиру Долгих.
Бурную реакцию либерально настроенных общественников и правозащитников, назвавших инициативу столичных властей «оскорблением родственников, погибших в сталинских лагерях», московские чиновники пропускали мимо ушей, призывая не драматизировать ситуацию и успокаивая недовольных заявлениями о том, что плакаты появятся не по всему городу, а только в традиционных местах собраний ветеранов, и будет их немного. Мэр Москвы Юрий Лужков традиционно предпочел обороне нападение и тут же нашел виновных в том, чтобы недовольство гражданского общества в столице изливалось в столь резкой форме. Он назвал скандал вокруг плакатов с генералиссимусом «вакханалией, искусственно раздутой прессой», а саму идею возвращения образа Иосифа Виссарионовича на улицы и площади столицы -- лишь восстановлением исторической справедливости. «Я не являюсь почитателем Сталина, но являюсь почитателем объективности в освещении исторических событий, -- подчеркивал градоначальник. -- Вычеркивать его имя из истории победы над фашизмом так же недопустимо, как и сносить памятники».
Примечательно, что отреагировавшие на пожелание Владимира Долгих и его соратников видеть портреты Сталина 9 мая власти столицы проигнорировали мнение других ветеранов, опубликовавших в газете «Московский комсомолец» открытое письмо с требованием остановить частичную сталинизацию улиц. «Роль Сталина -- это не Победа, а немыслимые, ни с чем не соразмерные масштабы потерь, -- говорится в письме. -- Мы знаем о роли Сталина не понаслышке. Для нас это не байки из сталинских школьных учебников и не студенческие конспекты Краткого курса истории ВКП (б). Это часть нашей жизни -- на фронте или в тылу. Мы делали все для Победы не потому, что так велел Сталин, -- мы просто защищали Родину, которая была много веков до Сталина и будет еще много веков после Лужкова».
Попытки мэра Москвы представить горожанам свое видение «исторической объективности», встретили в штыки также члены Общественной палаты РФ и даже соратники Юрия Лужкова по партии. Сразу три комиссии ОП (по межнациональным отношениям, по свободе слова в СМИ и по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов) выступили с призывом к столичным властям отказаться от своего решения, которое, по мнению общественников, «не может быть оценено иначе как необдуманное, искусственно провоцирующее общественное напряжение и конфронтацию в дни празднования годовщины Великой Победы». Глава высшего совета «Единой России» Борис Грызлов в свою очередь указал мэру его место на политической карте страны -- место крепкого хозяйственника. «Юрий Михайлович Лужков не историк, а руководитель города. Он должен пересмотреть свое решение», -- отметил г-н Грызлов. И, судя по словам управделами президента Владимира Кожина, в Кремле считают так же. Тем более что после памятных мероприятий в Катыни, а затем авиакатастрофы под Смоленском контраст между заявлениями президента Медведева и премьера Путина, назвавших деяния Сталина "преступлением", и планами московских властей выглядел уже просто неприличным.
Тем не менее никакой официальной реакции Юрия Лужкова и его коллег на сообщение информагентств или слова г-на Кожина пока не последовало. Весь вчерашний день чиновники комитета рекламы, информации и оформления города Москвы отказывались говорить о том, появятся ли плакаты со Сталиным на улицах города. «Эту информацию комментирует только пресс-служба мэра Москвы», -- ответили корреспонденту «Времени новостей» в пресс-службе комитета. Впрочем, и там узнать дальнейшую судьбу плакатной идеи также не удалось. Замруководителя пресс-службы правительства Москвы Александр Хохлов от комментариев отказался. «Я, к сожалению, не уполномочен что-либо говорить на эту тему», -- сказал г-н Хохлов, посоветовав обратиться непосредственно к пресс-секретарю мэра Сергею Цою, который был недоступен.
Появление информации об отказе от сталинских плакатов, пусть даже и со ссылкой на анонимный источник, в правозащитном сообществе сочли хорошим знаком. «Можно только порадоваться, что хоть какие-то власти в России считают неприемлемой идею развесить эти плакаты по всей Москве», -- сказал корреспонденту «Времени новостей» председатель правления центра «Мемориал» Арсений Рогинский. Однако, по его мнению, радоваться рано, поскольку московские чиновники уже не раз доказывали, что свои идеи они привыкли реализовывать. «Не все ясно с муниципалитетами, которые могут сказать, что имеют право развешивать эти плакаты на свои деньги. Кроме того, сделать информационные стенды может любая частная компания, руководство которой солидарно с просталинскими движениями», -- пояснил г-н Рогинский. Но, подчеркивает он, важно, чтобы плакаты не вешало именно государство.
При этом саму идею развесить Сталина в Москве г-н Рогинский воспринимает как несвоевременную и раскольническую. «Все же хотелось бы, чтобы 9 мая был действительно днем объединения, а не размежевания. Разговоры о Сталине в этот день не нужны», -- уверен председатель «Мемориала». По его мнению, заявления, сделанные в последние два дня, показывают, что российские власти учли репутационные риски. В Россию на День Победы приедет достаточно представительный десант ведущих мировых политиков, и властям, которые потратили много сил на подготовку праздника, не хотелось бы пускать все насмарку. «Тем более после трагедии под Смоленском чиновники, похоже, поняли, как выгодна человечная политика», -- считает правозащитник.
Но если лик генералиссимуса все же появится в столице, представители «Мемориала» заготовили свои информационные стенды -- антисталинские, которые им пришлось делать самим. «Мы обращались в несколько фирм, чтобы они нам сделали эти стенды. Но там ссориться с московскими властями не захотели и вежливо отказали нам в просьбе», -- рассказал «Времени новостей» Арсений Рогинский.
|