Федеральная служба безопасности не стала дожидаться обещанных Борисом Березовским разоблачений и пригрозила добиться его экстрадиции в Россию. Чекисты так оперативно декларировали свои намерения, что пока не успели даже завести на предпринимателя новое уголовное дело. Впрочем, если оно и будет заведено, по мнению юристов, шансов заполучить Березовского у ФСБ немного.
Последние несколько недель Березовский уверенно обещает документально доказать причастность ФСБ к взрывам в Москве и Волгодонске осенью 1999 г. Ждать, по его словам, осталось недолго. Но вполне возможно, что свои разоблачения он сделает, уже будучи фигурантом нового уголовного дела по факту финансирования чеченских боевиков. Первым в этом обвинил Березовского в четверг сам директор ФСБ Николай Патрушев на брифинге в Грозном. На следующий день начальник управления программ содействия ФСБ Александр Зданович заявил в Махачкале, что, как передает его слова "Интерфакс", "установлена и документально засвидетельствована связь Березовского с некоторыми полевыми командирами и финансирование им террористической деятельности". Сам предприниматель сказал "Эху Москвы", что обвинения ФСБ "абсолютно бессмысленны".
По словам адвоката Сергея Беляка, в отношении предполагаемого финансирования Борисом Березовским чеченских боевиков может быть возбуждено дело по ст. 205 УК РФ "Терроризм" по факту подготовки через соучастие террористических актов. Эта статья в зависимости от тяжести содеянного предусматривает лишение свободы на срок от пяти до 20 лет. Однако доказать вину в этом случае возможно, только если у следствия имеются доказательства прямой связи между переданными деньгами и последующими террористическими актами - например, в виде показаний непосредственных организаторов терактов.
По словам Александра Здановича, "как только дополнительные финансовые вливания бандитам поступают, они активизируют диверсионно-террористическую деятельность". При этом представитель ФСБ не уточнил, когда именно Березовский начал финансировать боевиков, но отметил, что информация на этот счет будет передана правоохранительным органам европейских стран. По мнению Здановича, в случае если человек обоснованно подозревается в финансировании террористов, он должен быть экстрадирован в Россию. Правда, ни Патрушев, ни Зданович не заявляли, что в отношении Березовского уже возбуждено новое уголовное дело по этим обвинениям в дополнение к делу "Аэрофлота", по которому он объявлен во всероссийский розыск.
В ЦОС Генпрокуратуры и в национальном бюро Интерпола "Ведомостям" сообщили, что ничего не знают о возбуждении нового уголовного дела в отношении Березовского. Адвокат олигарха Семен Ария заявил "Ведомостям", что ему также ничего не известно по этому поводу и, по всей видимости, уголовное дело по этому поводу на данный момент не возбуждено. А источник, близкий к ФСБ, сказал "Ведомостям": "Это больше шаг политический, чем шаг, направленный на уголовное преследование Березовского, и по большому счету политическое заявление. Понятие пособничества крайне размыто, и доказать прямое финансирование крайне сложно, если вообще возможно".
По словам обозревателя "Новой газеты" майора Вячеслава Измайлова, "будучи заместителем секретаря СБ России, Березовский действительно принимал участие в освобождении заложников и платил за них выкуп. Если бы за этих людей не платили выкуп, они погибли бы в плену". В частности, по словам Измайлова, Березовский заплатил выкуп за пензенских омоновцев, захваченных Радуевым в декабре 1996 г. , захваченных позднее корреспондентов ОРТ Романа Перевезенцева и Вячеслава Тибелиуса, корреспондентов программы "Взгляд" Ильяса Богатырева и Владислава Черняева, британских граждан Камиллу Карр и Джона Джеймса, а также других заложников. По словам собеседника "Ведомостей", со слов вице-президента при Масхадове Вахи Арсанова ему известно, что в первой половине 1997 г. Березовский передал $2 млн Басаеву, который потом $1 млн отдал Масхадову, а $1 млн оставил себе. Эти деньги передавались Басаеву на восстановление цементного завода, чего сделано не было. О фактах передачи Березовским денег чеченским боевикам после начала боевых действий в 1999 г. Измайлову ничего не известно. "Однако мне точно известно, что эти средства на выкуп передавались в Чечню при посредничестве офицеров ФСБ и МВД", - говорит Измайлов. По его информации, участвовал олигарх и в выкупе двух офицеров ФСБ Ингушетии, которые подвергались в плену у бандитов страшным издевательствам. По мнению Измайлова, нынешний секретарь СБ России Владимир Рушайло мог бы дать гораздо более полную картину усилий Березовского по выкупу заложников, так как работал с ним в тандеме, в частности по делу британских заложников.
|