Как и предполагала газета «Время новостей» во вчерашнем номере, полномочный представитель президента в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), вице-премьер Александр Хлопонин и президент Чечни Рамзан Кадыров поспешили публично продемонстрировать единодушие после того, как их неформальное соревнование за лидерство на Северном Кавказе получило широкое обсуждение. Вчера г-н Хлопонин нанес свой первый визит в Чеченскую Республику, успокоив тем самым взволнованный чеченский истеблишмент. Напомним, через два дня после терактов в московском метро официальный Грозный опубликовал заявление, в котором открыто пенял новому полпреду за то, что тот начал свое знакомство с Кавказом не с самой пострадавшей от войны республики, а с ее соседей.
Александр Хлопонин был назначен полномочным представителем президента в специально созданном СКФО в январе этого года и сразу же пообещал «везде пройти и все посмотреть». Однако осмотр и впрямь начался не с Чечни. Основные совещания за пределами Пятигорска -- центра нового полпредства -- г-н Хлопонин проводил во Владикавказе и в Махачкале. В дагестанскую столицу, где февральское представление кандидатуры нового президента Дагестана Магомедсалама Магомедова стало, по сути, политической премьерой г-на Хлопонина, 1 апреля прилетел и президент страны Дмитрий Медведев, чтобы провести совещание с силовиками относительно борьбы с терроризмом.
Само собой, в Чечне болезненно восприняли эти вроде бы чисто протокольные моменты. Видимо, с чеченской точки зрения, визиты к соседям означают, что федеральное начальство либо перестало видеть в Чечне свой главный северокавказский проект, либо в Москве изменилась точка зрения на идущие в Чечне процессы, и всесторонние успехи Рамзана Кадырова больше не рассматриваются как безусловное благо. В сочетании с появлением такой инстанции, как СКФО, все это могло трактоваться в Грозном как признаки смены северокавказской стратегии Кремля, отказа от ставки на местные, преимущественно чеченские, элиты и стремления усилить свою собственную роль в управлении ситуацией на Кавказе.
Пока трудно сказать, насколько эти выводы соответствуют действительности. Даже несколько последних решений относительно координации работы федеральных силовых структур в СКФО (см. «Время новостей» от 8 апреля) свидетельствуют о наличии двух противоположных тенденций в подходе Москвы к актуальным проблемам северокавказского управления. Одна из них сводится к тому, чтобы сохранить и даже, возможно, приумножить роль, которую играет Рамзан Кадыров. Другая, наоборот, очевидно направлена на ограничение его возможностей и амбиций в пользу права федерального центра в ручном режиме вмешиваться в происходящее на Северном Кавказе через структуры СКФО.
Надо, впрочем, признать, что Чечня (а в значительной степени и Ингушетия) и до создания СКФО оставалась некой специальной зоной, фактически находящейся вне юрисдикции полномочного представителя президента страны в Южном федеральном округе. Вопросы управления Чечней решались в основном в самой Чечне, согласуясь частично с руководством федеральных силовых структур, частично с высшим российским руководством. Логично предположить, что Грозный и после создания СКФО захочет сохранить свою самостоятельность, во всяком случае будет тщательно ее оберегать.
С другой стороны, все остальные северокавказские республики, включенные в СКФО, внимательнейшим образом следят за тем, кто теперь окажется "главнее" -- Александр Хлопонин или Рамзан Кадыров. Если г-н Хлопонин сможет бывать в Чечне только как гость, а не как уполномоченный руководитель, а г-н Кадыров продолжит при этом решать свои вопросы напрямую через Москву, игнорируя президентского полпреда в округе, повсеместно на Северном Кавказе это будет воспринято как признак слабости управленческой структуры СКФО и лично Александра Хлопонина. И, значит, сильно затруднит исполнение многочисленных планов относительно преображения СКФО из нестабильной окраины в процветающий инвестиционный рай.
Вчера Александр Хлопонин посетил родовое село Рамзана Кадырова Центорой, где, в частности, побывал на кладбище у могилы отца действующего президента, также президента Чечни Ахмат-хаджи Кадырова, почитание памяти которого назвал своей святой обязанностью. Кроме Центороя, г-н Хлопонин посетил Гудермес и Грозный, встретился со студентами Российского исламского университета, которому, возможно, теперь присвоят статус государственного, и с членами чеченского правительства.
Полпред заявил, что любой российский губернатор аплодировал бы Рамзану Кадырову, если бы увидел размах его восстановительных достижений. Правда, в этом контексте г-н Хлопонин не упомянул, что необходимыми условиями появления нынешнего восстановленного Грозного были, помимо личности г-на Кадырова, во-первых, тотальное разрушение города в ходе двух кровопролитных войн, а во-вторых, дотации на восстановление, сумме которых за все прошедшие годы также аплодировал бы любой губернатор из невоевавших регионов страны.
Делать какие-либо выводы из вчерашнего визита, который выглядит как вынужденный ответ на высказанное вслух требование, пока рано. Вполне естественно, что оба «первых лица» постарались вчера наговорить друг другу приятных вещей. Г-н Хлопонин, в частности, сказал, что хочет, чтобы Кавказ стал «жемчужиной России» -- и это одна из целей его визита в Чечню. Полпред восхищен результатами восстановительных работ: "Это может делать только сильный лидер». По словам Александра Хлопонина, то, что он слышал о Чечне, не соответствует тому, что он здесь увидел: «На данный момент очень много положительных эмоций». Кроме того, г-н Хлопонин объявил, что он является «лицом кавказской национальности» -- потому что работает на Кавказе.
После столь обстоятельной демонстрации почтения наметившиеся было противоречия полпреда в СКФО с президентом Чечни можно было бы считать исчерпанными, и кадыровский статус главного героя стабилизации и восстановления на Кавказе под сомнение никто не ставит. Однако интрига явно развивается, заставляя думать, что разночтения относительно дальнейших путей развития северокавказской политики все же существуют на достаточно высоком федеральном уровне. Ровно в день демонстрации лояльности по отношению к Рамзану Кадырову со стороны главы СКФО Следственный комитет при Генпрокуратуре передал в суд уголовное дело по факту покушения на Ису Ямадаева. Братья Ямадаевы считаются политическими оппонентами г-на Кадырова, а среди заказчиков покушения на Ису фигурирует, по данным следствия, один из бывших боевиков -- действующих советников чеченского президента.
|