Национальный антитеррористический комитет (НАК) вчера официально подтвердил личность второй террористки-смертницы, взорвавшей себя в московском метро на станции «Лубянка» 29 марта. По данным следствия, это уроженка Дагестана 28-летняя Мариам Шарипова, которая, как предполагается, была женой одного из лидеров местных боевиков Магомедали Вагабова.
Несколькими днями ранее НАК огласил имя смертницы, подорвавшейся в вагоне метро на «Парке культуры», которой оказалась вдова главы дагестанских сепаратистов Умалата Магомедова по кличке Аль-Бара Джанет Абдурахманова. Однако если понять мотив последней нетрудно -- ее муж был убит во время спецоперации в конце прошлого года, и таким образом она могла отомстить за его гибель (да и на фотографиях она запечатлена с оружием в руках), то участие в теракте Шариповой объяснить трудно. Имея два высших образования, она работала учительницей в школе, жила с родителями и всегда была на виду. Информацию же о ее женитьбе с одним из лидеров боевиков не подтвердили ни ее отец, ни правоохранительные органы республики.
Имя террористки-смертницы, взорвавшейся на станции «Лубянка» столичного метро, появилось в информагентствах еще в понедельник, однако официально Федеральный оперативный штаб НАК сообщил об этом только вчера. Как заявили в комитете, «получены сведения и вещественные доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод», что террористкой, совершившей самоподрыв на «Лубянке», является уроженка села Балахни Унцукульского района Дагестана Мариам Шарипова.
По фотографиям, распространенным в Интернете и СМИ, ее опознал отец Расул Магомедов (в их семье всем детям дается фамилия Шарипов по имени деда). «Я видел фотографию ее сохранившейся головы. Это моя дочь. Однозначно. Никаких сомнений», -- заявил журналистам г-н Магомедов. По его словам, после того, как он рассказал об этом в районной прокуратуре, к нему приехали сотрудники оперативно-следственной группы, которые взяли у него кровь для экспертизы, а также забрали все фотографии, на которых была запечатлена его дочь.
По словам Расула Магомедова, который работает учителем в сельской школе, ему трудно поверить в то, что Мариам была способна на подобный поступок. «Она воспитывалась как простая горская девушка. Дочь была очень набожной, но никаких признаков радикализма я за ней не замечал, -- сказал он. -- Мы до сих пор не можем в это поверить. Я бы очень хотел, чтобы следствие сумело установить объективную картину происшедшего. Мы даже не можем предположить, каким образом Мариам могла оказаться в Москве. Да, она была набожна. Но никогда не высказывала никаких радикальных убеждений. Я полностью исключаю возможность того, что кто-то мог ее психологически обработать. Она сама имела диплом психолога. Постоянно жила с нами дома в селении, работала учительницей в школе. И всегда была на виду».
Как рассказал ее отец, Мариам Шарипова родилась в 1982 году в селении Балахни в семье учителей. Отец всю жизнь преподавал русский язык и литературу в местной школе, мать -- биологию. Эту же школу окончила Мариам, после чего поступила в Дагестанский педагогический университет, который окончила с красным дипломом в 2005 году, а после этого получила и психологическое образование. Последние четыре года она преподавала информатику в той же школе, где работают родители. С ними же вместе она и жила.
По словам Расула Магомедова, последний раз он видел свою дочь вечером 26 марта. На следующее утро он уехал по делам в Махачкалу. В воскресенье 28 марта на махачкалинский рынок приехала Мариам с матерью. Днем Мариам сказала, что пойдет навестить подругу, а спустя пару часов позвонила матери и сказала, что с ней все в порядке и она сама вернется домой. После этого родители ее не видели. Слова Магомедова, кстати, опровергают версию, прозвучавшую в СМИ, о том, что обе смертницы приехали на автобусе из Кизляра. У Мариам просто не было бы на это времени -- путь оттуда до Москвы занимает 36 часов.
Как рассказал г-н Магомедов, о том, что Шарипова была женой лидера губденского бандподполья уроженца дагестанского села Губден Магомедали Вагабова, он узнал месяц назад от сотрудников спецслужб. «Я спросил дочь, правда ли то, что она тайно вышла замуж за боевика, но она тогда сказала, что не имеет никакого отношения к вооруженному подполью и что ни за что не вышла бы замуж без моего согласия. Вопросов много по этому поводу, ответов нет», -- сказал он. Опровергли эту информацию и в республиканском управлении СКП, где заявили, что если бы это было так, то им бы было об этом известно.
Кроме этого, вчера же появилась информация, что с бандподпольем в той или иной мере могут быть связаны родные братья Шариповой. По данным некоторых СМИ, несколько лет назад ее старший брат Анвар якобы был амнистирован: не ясно только за что -- либо он сидел в тюрьме, либо в отношении него просто было возбуждено уголовное дело и ему было предъявлено некое обвинение. Младший же брат Шариповой Ильяс, по этим же данным, какое-то время находился в розыске, а в 2008 году был задержан во время спецоперации в Хасавюрте. У него якобы нашли гранату, после чего он получил девять месяцев колонии. Впрочем, пока эта информация также не подтверждена. В управлении СКП по Дагестану «Времени новостей» сообщили, что эти данные не соответствуют действительности.
Напомним, что несколькими днями ранее НАК огласил имя другой террористки-смертницы, которая подорвала себя на станции «Парк культуры» спустя полчаса после взрыва на «Лубянке». По данным следствия, бомбу на «Парке культуры» взорвала 17-летняя Джанет Абдурахманова, проживавшая в Хасавюртовском районе Дагестана. Джанет -- вдова известного боевика Умалата Магомедова по кличке Аль-Бара. По данным спецслужб, в феврале прошлого года он был назначен лидером экстремистской группировки «Джамаат «Шариат», а спустя два месяца был назначен «командующим дагестанским фронтом».
Следствие считает его организатором целого ряда крупных терактов, в том числе подрыва у базы ДПС в поселке Степной в районе Махачкалы 6 января этого года. Тогда террорист-смертник на «Ниве», начиненной 100 кг взрывчатки, пытался проехать на базу, но путь ему преградил милицейский «УАЗ». В результате взрыва погибли четыре милиционера. 31 декабря прошлого года Аль-Бара был уничтожен во время спецоперации в Хасавюрте. По одной из версий, еще до смерти мужа Джанет Абдурахманова придерживалась радикальных взглядов, а потом, вероятно, боевики убедили ее в том, что надо пожертвовать собой, чтобы отомстить за мужа.
Напомним, два взрыва в московском метро произошли 29 марта с интервалом в полчаса. Сначала взрывное устройство сработало на станции «Лубянка», после этого -- на «Парке культуры». В результате обоих терактов погибли 40 человек, еще около 120 пассажиров метро получили различные ранения. На вчерашний день в больницах Москвы оставались 82 раненых.
|