В Омской области политическая воля в руках у губернатора Полежаева. А всеми финансовыми потоками здесь распоряжаются совершенно другие люди, в частности, первый вице-губернатор, в прошлом основатель одного из крупнейших промышленных холдингов региона, Андрей Голушко. Ему тридцать с небольшим лет, но к своей подчиненной, начальнику облфинуправления, женщине старше пятидесяти лет, Голушко относится, скорее, как к младшей сестре. Первый вице позволяет себе даже на заседаниях местного Законодательного собрания публично говорить ей: "Наташа, замолчи!". И молчать ей есть о чем.
Голушко хорошо знаком с одним из руководителей компании "Сибнефть", ее вице-президентом Константином Потаповым. Но не только с ним. В конце прошлого года для съемок предвыборного ролика Омск официально посетил главный владелец компании "Сибнефть" Роман Абрамович (на самом деле Рома наведывается в Омск примерно раз в месяц, но инкогнито - FLB). Юный олигарх побывал на открытии газоразливной станции на Омском нефтеперерабатывающем заводе, снялся на видео в профиль и анфас. Съемки заняли один день. Но реактивный самолет, на котором прилетел московский гость, простаивал на местном аэродроме трое суток Где находился все это время его единственный пассажир - точно было известно немногим людям.
По времени прошлогодний визит Абрамовича в Омск совпал с днем рождения вице-губернатора Андрея Голушко. Поговаривали, что Рома двое суток отмечал столь знаменательное событие на одной из хорошо охраняемых охотничьих заимок. О чем конкретно говорили на тайной банной вечере друзья-ровесники - неизвестно, возможно, обсуждали дальнейшую судьбу главного налогового инспектора Омска Владимира Федоренко, очень в свое время насолившего "Сибнефти" и угодившего за это в тюремную камеру. Ведь грозился же однажды Абрамович упечь на нары бывшего шефа "Транснефти" Савельева за непокорность. Не получилось. Хотя "посадочную" тактику Рома отработал, судя по всему, давно, как раз на Федоренко.
Как в Омске с коррупцией расправляются
Как бы там ни было, но вот уже 9 месяцев бывший начальник налоговой инспекции по городу Омску Владимир Федоренко пребывает в следственном изоляторе. За это время он был допрошен лишь дважды. Во время первого допроса Федоренко и был арестован. Второй допрос состоялся на днях, 10 апреля. Скоро суд.
Владимиру Федоренко инкриминируется получение взятки сразу по двум эпизодам. Одну взятку он якобы получил в виде... канализационной трубы длиной в 200 метров, которая была подведена к его дому. В ходе долгого и независимого расследования выяснили, правда, что труба эта, помимо того, что находится на балансе Горводоканала, как и предусматривалось изначально по проекту, подводилась ко всем 40 домам поселка. Единственная выгода Федоренко от этой трубы заключалась в том, что его дом оказался расположен к ней ближе всех.
Второй эпизод покруче - неравноценный обмен квартиры. В 1994 - 96 г.г. этим обменом занималась жена Федоренко. Квартира, в которой жила их семья, была внесена в качестве авансового платежа за получение другого жилья в строящемся доме. Как считает жена Федоренко, обмен был действительно неравноценным. Строительная компания в 1995 году получила старую квартиру, оформив ее на свой баланс по одной цене, и лишь только в 96-м выставила Федоренко счет. Инфляция значительно увеличила первоначально оговоренную сумму. Жена бывшего начальника налоговой инспекции говорит, что собиралась даже подавать в суд, однако до этого дело не дошло. Зато вот теперь судебная перспектива не за горами.
Следствие придерживается иного мнения: за этот "неравноценный" обмен Трест N 5 якобы получил от налоговой инспекции финансовые послабления.
Диктатура закона в действии
Адвокат Федоренко уже предлагал правоохранительным органам пойти "на мировую". Как он сам считает, это дело "шито белыми нитками". Но следствие неумолимо.
Одновременно и мэр города Валерий Рощупкин, и председатель Горсовета Константин Подосинников отправили в прокуратуру области поручительства, в которых от своего имени просили для Федоренко изменить меру пресечения "содержание под стражей" на "подписку о невыезде". Никогда еще в Омске не было такого прецедента. Однако, прокуратура Омской области главам исполнительной и законодательной власти города отказала. Подобные же поручительства, в декабре 99-го были отправлены и в Генпрокуратуру РФ. Спустя два месяца Москва инициировала проверку, которая не нашла каких- либо нарушений со стороны следствия в данном деле. До этого в столице побывал заместитель прокурора Омской области Виктор Гринь. Он сумел продлить срок содержания под стражей Федоренко до 9 месяцев.
А недавно в судьбу бывшего главного налогового инспектора Омска вмешался второй номер федерального списка движения "Единство" Александр Гуров. От его имени в Генпрокуратуру был отправлен депутатский запрос. Но в ответ - тишина.
Как в Омске создавали налоговый рай. Для Абрамовича
Сразу же после ареста Владимира Федоренко, в конце июня 1999 года, распоряжением начальника ГНИ по Омской области была ликвидирована городская налоговая инспекция. Вот как о деятельности этой структуры отзывается первый заместитель главы администрации Омска Александр Стерлягов: "Городская налоговая инспекция была на голову выше соответствующих служб во многих регионах России. Первым в стране Федоренко создал у себя информационно-аналитический центр, который не только проверял финансовую и бухгалтерскую отчетность по документам, но, начиная со склада готовой продукции, незавершенного производства, прихода и расхода сырья, комплектующих материалов доходил до технологии, формирования себестоимости и сбыта готовой продукции. Лишь в начале 1999-го МНС рекомендовало своим региональным управлениям проверять сомнительных налогоплательщиков именно таким образом".
А вот, что написал на волю о причинах своей "посадки" сам Владимир Федоренко: "Как только методика была доработана, я предложил Погребняку (начальник ГНИ по Омской области) объединить усилия, чтобы провести крупномасштабные проверки таких фирм, как "ОША", "Сибнефть", "Акция"... В проверку должны были быть включены не только головные фирмы, но и их дочерние предприятия. Кроме того, проверке должны были быть подвергнуты учредители фирм, предприниматели, то есть физические лица... Как только я предложил Погребняку провести эту акцию, здесь же рождается приказ о переподчинении областной ГНИ всех окружных инспекций и одновременном об уменьшении численности ГНИ по г. Омску, изменении ее функций, более того, чтобы я не смог самостоятельно организовать окружные ГНИ на такую проверку... сразу же "ОША", "Акция", "Сибнефть", были взяты на учет в областной ГНИ. Вот чем закончилась эта попытка для меня и службы..."
А чем все закончилось для омского бюджета? По сравнению с Омском, в соседней Новосибирской области сбор налогов в цифровом выражении только в прошлом году вырос в 1.6 раза. В Омской же области, несмотря ни на какие макроэкономические процессы, налогов не стало больше.
В конце февраля - начале марта 2000 года руководитель Омской областной налоговой инспекции был вызван к Починку и получил выговор за плохую работу по январю. Кроме него, различные взыскания получили еще четверо руководителя региональных налоговых служб, двое были даже сняты с занимаемых должностей. То, что Погребняк сохранил за собой свой пост, в городе удивило многих. Ведь в Омске не только не получили предполагаемого количества фискальных сборов, но еще и умудрились задолжать "Сибнефти" по возврату суммы налога на добавленную стоимость за реэкспортную (!) нефть.
Как Федоренко "допек" Сибнефть
Как-то в 1997-м году ОАО "Сибирская нефтяная компания" подала в суд на администрацию города Омска, требуя отменить налог на уборку территории. "Сибнефть" мотивировала это тем, что не имеет недвижимости на территории города. И это несмотря на то, что именно в Омске находится нефтеперерабатывающий завод, который принадлежит этой компании, кстати, самый современный в России. Тем не менее, "Сибнефть" выиграла арбитраж в Омске. Судебное разбирательство на этом, правда, не заканчилось. До 98-го года дело рассматривалось в Тюменском и Московском арбитражах, которые отменили решение Омского суда. Именно после этих проигрышей "Сибнефть" ушла в оффшор, расположенный в полусотне километрах от Омска, - Любинский район области.
По разным подсчетам город от перерегистрации "Сибнефти" потерял от 160 до 280 миллионов рублей налогов. Однако, столь громадные потери для бюджета удалось компенсировать. Благодаря усилиям Федоренко. Налог стали брать с каждой тонны перерабатываемой нефти. За полгода казна города, таким образом, получила 200 миллионов рублей. Городские власти не скрывают, что удержать бюджет за 98-й год без помощи Владимира Федоренко им не удалось бы. Именно он предложил новую систему налогообложения "Сибнефти", за что сейчас и страдает...
Оффшорная водка
Справедливости ради, стоит сказать, что, и помимо "Сибнефти" у принципиального Федоренко недоброжелателей было предостаточно Годом раньше Абрамовича со товарищи из Омска в оффшорное село переребралась группа торгово-промышленных предприятий "ОША". Все же основные производственные мощности этой компании остались в городе: ликеро-водочный завод, спиртзавод, сеть фирменных магазинов, птицефабрика.
По разным подсчетам "ошовская" водка занимала примерно 30 % алкогольного рынка Новосибирска, а, например, в Омске новосибирской водки не было совсем. Лишь недавно, после выборов на пост главы Новосибирской областной администрации Виктора Толоконского, там обратили внимание на то, что новосибирские акцизы на водку почему-то наклеиваются непосредственно в Омске. Эта практика была прекращена. Но "ОША" от этого не слишком пострадала.
Скандал разразился в 1998 году, когда один из работников фирмы "ОША" получил производственную травму. Каково же было его удивление, когда выйдя с больничного, он получил на руки месячную зарплату 250 рублей, хотя, находясь на рабочем месте, получал вдесятеро больше, правда, в конверте. Этим темным делом заинтересовалась городская налоговая инспекция. Вот что пишет Владимир Федоренко в своем письме на волю: "Наша предварительная аналитическая работа показала, что только за 1996 год только одного налога на добавленную стоимость в бюджет не поступило около 40 млрд. неденоминированных рублей. В конце 97-го года областная ГНИ начала документальную проверку фирмы "ОША". Как и следовало ожидать, проверка выявила незначительные, для такой фирмы, нарушения, примерно на 1 млрд. рублей. По моим же предварительным расчетам, только за один 1996 год финансовые санкции по ЛВЗ "ОША" должны были составить около 100 млрд."
В Омске "ОША" считается одним из самых рентабельных предприятий. Ведет широкую благотворительную деятельность в отношении любимой губернатором Полежаевым хоккейной команды "Авангард". Строит и покупает заводы, владеет широкой сетью магазинов. Однако, официальные финансовые показатели заставляют задуматься, как это все "ОШЕ" удается. Согласно отчетам, группа торгово-промышленных предприятий не имеет соразмерных своим инвестициям доходов.
В своем письме Федоренко так объясняет причины благополучия омских водочных королей: "2/3 производимой на фирме "ОША" водки никак не учитывается".
Сегодня, обвиненный во взяточничестве бывший начальник налоговой инспекции по городу Омску находится в тюремной больнице. У него найден целый букет болезней, воспалились лимфоузлы, острая сердечная недостаточность, подозрение на рак почки. Завершая свое 26-страничное письмо на волю, Владимир Федоренко просит сделать судебный процесс максимально открытым: "Я хочу это сделать процессом против моих обвинителей, против тех, кто создал в области "Полежаевщину". Я хочу дать бой этой своре! Или сейчас, или никогда!". И в этом Федоренко прав - еще год-два и будет поздно, Омск и область полностью перейдет под контроль Абрамовича и "Сибнефти".
Дело "Андавы" живет и побеждает
Олигархи омского значения - натуры широкие, и довольно бурно отмечают даже незначительные торжества. На одном из банкетов, по свидетельствам очевидцев, вице-президент "Сибнефти" Константин Потапов хвастал тем, что его компания только за прошлый год на росте цен на нефть заработала дополнительно около 900 млн. долларов. Такой переизбыток средств якобы и стал причиной значительных покупок сделанных Сибнефтью, в частности, получение контроля над 70% алюминиевой промышленности России.
В Омске же Сибнефть тоже не так давно серьезно вложилась - в завод синтетического каучука, в сельскохозяйственный комплекс "Омский бекон", и "Химпром". Однако, некоторые специалисты не склонны верить, что нефтяная компания стала вкладываться в российские предприятия просто от переизбытка средств. Эксперты уверены в том, что эти 900 млн. долларов уже давно поделены между теми, кто реально владеет сибирской нефтью.
На самом деле истинные причины широкомасштабных вложений "Сибнефти" - все те же дела по "Аэрофлоту и "Андаве".Под наблюдением зарубежных правоохранительных органов сегодня оказались около 500 миллионов долларов, осевших на счетах Березовского и его подельников. Спрятать эти деньги от назойливых швейцарских следователей вряд ли удастся в каком-либо первоклассном банке или далеком островном оффшоре. Такие финансовые операции не останутся незамеченными. Зато отмыть эти деньги в России можно с легкостью. Просто купить наиболее ликвидные предприятия и выкачать из них прибыль в размере сделанных вложений, а возможно, и больше. Почему нет? Впоследствии вырученные и уже "чистые" средства можно отправить опять же на Запад. Придраться никто уже не сможет. Сами же омские предприятия, лишенные к этому времени оборотных средств, можно будет вернуть бывшим владельцам, тем более, что в большинстве случаев это - безропотное государство. "Чистые" деньги олигархов могут обернуться ощутимым промышленным кризисом для Омска.
Все, что получше, да пожирнее - Роме?
Одним из первых "Сибнефтью" был не так давно приобретен "Омский бекон". Контрольный пакет акций этого предприятия был куплен всего за 36 миллионов рублей, или 1.3 миллиона долларов.
Говорят что бывший руководитель этого предприятия Александр Подгурский, пожилой и весьма обеспеченный человек, согласился на такую сделку в обмен на кресло депутата Госдумы. Так это или нет, но для поддержки Подгурского на последних парламентских выборах было задействовано все влияние областных медиа-структур. Сегодня Подгурский в Думе (в противном случае, скорее всего, и в отношении этого омского жителя могла быть применена "посадочная" технология Абрамовича, благо с недавних пор и. о. Генпрокурора Устинов для Кремля - свой в доску).
Между тем, ежемесячно около 9 млн. рублей прибыли "Омского бекона" теперь уходит в "Сибнефть" и ее дочерние структуры. О каких-либо инвестициях не слышно. Скорее наоборот. За последнее время долг "Бекона" кредиторам вырос на 30 млн. рублей. Большая часть займа была получена в Автобанке. Несмотря даже на упавшую ставку рефинансирования, специалисты определили нынешнее состояние "Омского бекона", как "закредитованность". Оборотных средств не хватает катастрофически. Для 280 тысяч свиней кормов осталось только на 10 дней. А среди животных на "Беконе" имеются английские свиноматки, приобретенные еще два года назад по 4.500 фунтов стерлингов каждая. Таким животным, как утверждают специалисты, нужен особенно тщательный уход, и якобы в Дании на каждую такую свиноматку положено чуть ли не по отдельной евроотремонтированной комнате со строго регулируемой температурой, влажностью, дозировкой кормов и витаминов. Иных условий эти нежные животные просто не вынесут. Способен ли Абрамович достойно ухаживать за такими привередливыми свиньями? Вряд ли. Ну какой из этого московского мальчика свинопас?
Ко всему прочему, сельскохозяйственный комплекс неизвестно зачем потратил 50 млн. рублей на приобретение в совхозе "Луч" племенных дойных коров. По оценкам специалистов, при таких темпах откачки средств "Омский бекон" станет нерентабельным предприятием уже через 6 - 8 месяцев. "Сибнефть" же при нынешнем уровне доходов от сельскохозяйственного комплекса получит около 90 млн. рублей прибыли, с лихвой окупив свои затраты на приобретение акций. А там хоть трава не расти.
Очередная попытка неповиновения
Однако, еще не все самые рентабельные производства Омской области "легли" под Сибнефть". В пятерку самых прибыльных предприятий региона входят ОНПЗ, "Омский бекон", АО "Росар", Шинный завод и Омский завод технического углерода. Получить контроль над "Росаром" и Шинным заводом "Сибнефти" уже вряд ли удастся. Контрольными пакетами акций этих предприятий владеют бельгийская компания "Интербру" и "Матадор". Воздействовать на иностранных инвесторов обычными для "Сибнефти" "посадочными" методами не получится.
И только акции Техуглерода пока принадлежат еще российским владельцам.
Интерес экспансивной "Сибнефти" к этому предприятию вполне понятен. Прибыль ориентированного на экспорт завода достигает одного миллиона долларов в месяц.
На днях в Омске состоялась пресс-конференция руководителей завода технического углерода. Повод для общения с журналистами - предстоящая продажа контрольного пакета акций австрийской финансово-промышленной группе "Райффайзен". Сделка с иностранцами - это, прежде всего, возможность для завода получить масштабные инвестиции на развитие производства.
Но не все оказались рады появлению австрияков на омской земле. Третью неделю подряд вокруг Техуглерода идет настоящая информационная война. Прокуратура возбуждает уголовные дела против руководителей предприятия (вновь почерк Абрамовича - FLB).
Член совета директоров Техуглерода Сергей Мизя так говорит о сложившейся ситуации: "В последний месяц предложения продать контрольный пакет акций шли в достаточно жесткой форме, конкретно от Константина Потапова и Андрея Ивановича Голушко... То, что сейчас происходит вокруг завода - это давление на акционеров, на совет директоров с целью сорвать сделку по инвестиционному пакету договоренностей со стратегическим партнером ("Райффайзен"). Цель - передать значительный пакет акций и управление заводом "Сибнефти". На сегодняшний день мы этого не хотим. По той причине, что "Сибнефть" приобрела большое количество предприятий в Омске, и нам далеко не нравится, что "Сибнефть" делает на этих предприятиях, и то, что она делает с точки зрения инвестиционной политики. Будут очень большие проблемы".
|