Накануне сегодняшнего заседания Госсовета по вопросам физкультуры и спорта в Сочи 12 знаменитых спортсменов написали письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, выражая озабоченность ситуацией в российском спорте. По мнению подписавшихся (в их числе легендарные олимпийские чемпионы -- хоккеист Вячеслав Старшинов, фехтовальщица Галина Горохова, прыгун в воду Владимир Васин, фигурист Александр Горшков, биатлонисты Александр Тихонов и Виктор Маматов, борцы Михаил Мамиашвили и Анатолий Колесов, гимнасты Светлана Хоркина и Алексей Немов, глава Федерации художественной гимнастики Ирина Винер и другие), спорт всегда являлся основой для патриотической национальной идеи, а победы спортсменов воспринимались как успех всей страны. Однако спорт высших достижений не может ассоциироваться исключительно с торжественными моментами. Поражение тоже результат, который надо проанализировать и сделать конструктивные выводы.
Авторы письма считают, что итоги зимней Олимпиады-2010 обусловлены деградацией советской спортивной системы и многочисленными экспериментами в руководстве отечественным спортом. «К Ванкуверу, -- говорится в письме, -- мы получили ситуацию, когда за спорт высоких достижений отвечало сразу несколько ведомств с размытыми функциями, полномочиями и ответственностью, а за массовый спорт по большому счету -- ни одно. В итоге нет ни управления, ни ответственности, ни технических возможностей для качественного рывка в развитии российского спорта... Только добровольными отставками нескольких чиновников, которые в реальности имели очень мало возможностей влиять на развитие спорта высших достижений, ситуацию не исправить».
По мнению авторов письма, необходимо четко распределить зоны ответственности каждого спортивного ведомства. «Пока мы не ответим на вопрос, где зона и мера ответственности за конкретный результат Министерства спорта, ОКР, членов России в МОК, оргкомитета Сочи, правительственного штаба, специально созданного для подготовки к играм в Ванкувере, и почему все они не смогли обеспечить России достойного нашей страны количества олимпийских медалей, мы не можем двигаться дальше», -- говорится в письме.
Появление этого письма стало отражением затянувшегося противостояния между российскими спортивными структурами -- главным образом, Министерством спорта, Олимпийским комитетом России (ОКР) и спортивными федерациями. Сейчас к этому списку добавились новые организации, отвечающие за спорт в связи с грядущей Олимпиадой в Сочи. Уже сегодня сами спортсмены открыто говорят о том, что в федерации стали приходить люди, которые ничего не понимают в данном виде спорта, но хотят «рулить» сочинскими финансовыми потоками.
Модель управления российским спортом задумывалась вполне логично. Министерство как государственный орган контролирует и распределяет финансовые средства -- от массового спорта до спорта высших достижений. На этом основании министерство утверждает планы подготовки сборных, состав команд и тренеров, других специалистов, которым выплачивает ежемесячную зарплату. Оно вправе аккредитовать или не аккредитовать федерацию, если она не справляется с поставленными задачами. Олимпийский комитет как общественная организация помимо прочего координирует деятельность спортивных федераций, которые занимаются подготовкой спортсменов сборных. В случае необходимости ОКР и федерации как общественные структуры имеют возможность привлекать спонсоров (так называемое внебюджетное финансирование), дабы покрывать затраты, которые не предусмотрены государством.
В теории система выглядела дееспособной, но на практике буксовала. Федерации финансировались за счет государства и получали аккредитацию, но финансово не были подотчетны ни госоргану, ни ОКР, а только членам отчетно-выборной конференции федерации. Бюджеты федераций не были прозрачными. Спортивный чиновник, заключивший спонсорский контракт, ставил себе это в заслугу и получал подчас неадекватное вознаграждение. Иначе как объяснить постоянные жалобы спортсменов на неудовлетворительное финансирование. В ответ на это руководители федераций также начинали жаловаться на недостаток средств. Крайнего в этих спорах было не найти.
Тем не менее ОКР и Министерство спорта имели рычаги, чтобы поправить положение. Действительно, что мешало президентам федераций выстроить юридически грамотные взаимоотношения со спортсменами и тренерами? Составить и заключить контракты, где прописать права и обязанности сторон? Спросить за результат по итогам сезона и отчитаться самим? Что мешало ОКР в новых условиях инициировать, ускорить и проконтролировать этот процесс? Ведь в числе подписавших письмо значатся фамилии вице-президента ОКР Васина, четырех членов исполкома ОКР -- Гороховой, Винер, Мамиашвили и Брусникиной, руководителя международного отдела ОКР Александра Горшкова и членов спортивных федераций.
В последние годы в ОКР сложилась практика, что многие вопросы решаются на личных контактах. Об этом после исполкома ОКР и отставки главы этой организации Леонида Тягачева говорили многие присутствующие.
Теперь легендарные спортсмены, успевшие получить опыт работы в качестве спортивных чиновников, предлагают президенту и премьер-министру заново выстроить эффективную систему организации спорта, которая будет приносить России больше олимпийских медалей и меньше разочарований.
|