Вчера 16 марта впервые за 62 года существования Израиля, Кнессет принял в третьем и последнем чтении закон о создании Управления по записи пар, которое будет регистрировать браки граждан или постоянных жителей Израиля, не принадлежащих к еврейской, мусульманской или христианской конфессиям. Почему же, казалось бы, «обыкновенный» бытовой вопрос вызвал такую сенсацию в израильском обществе. Журналист Юрий Бочаров детально разобрался в истории этого вопроса:
Хорошее дело «браком» не назовут!
«Если кто-то думает, что проблема гражданских браков возникла вместе с нашей алией в 90 годы, он немножко ошибается. Еще немного и мы будет праздновать сто летний юбилей под названием «проблема гражданских браков».
«Где вы были до семнадцатого года»
Дело в том, что мы до сих пор живем по законам Османской империи («хок атомани»). Так вопросы собственности на землю и недвижимость, закон об организациях и в частности об амутотах, и ряд других до недавнего времени действовали на основании законом османской империи. Одним из таких мастодонтов является и закон о гражданских браках. Еще до прихода англичан в Палестину в далеком 1918 году, здесь, как и во всей Османской империи, все что касается бракоразводных дел находилось в ведомстве различных конфессий. Так в турецкой Палестине количество возможностей регистрировать браки и разводы равнялось количеству имевшихся в наличие религиозных культов.
В те далекие годы в Палестине были официально зарегистрированы несколько религий (с их подразделениями) ислам (в суннитской и шиитской версии), христианство (в виде католической, протестантских и православной церкви), хасидская и ортодоксальная литовская разновидности иудаизма.
В тот период турецкие власти еще не признавали светской формы заключения браков. Да и что хотеть от бедной, средневековой и полуфеодальной Блистательной Порты, если в 1917 году светской регистрации браков не было ни в России, ни в большинстве европейских стран. Правда, позже в самой Турции произошла секулярная революция. Религиозные суды были упразднены в 1924, а принятая в том же году Конституция гарантировала светский характер и независимость всех органов судопроизводства. А в Израиле бракоразводные нормы остались именно на уровне 1917 года. В Турции есть и Конституция, и уголовный кодекс, и гражданские браки… А у нас – нет!
И вопрос: «Где вы были до семнадцатого года?» если он обращен не к отдельным людям, а к религиозным сегрегациям в нашей стране до сих пор актуален. Реформистское и консервативное течение в иудаизме могут сколько угодно рвать на себе рубаху, требуя, чтобы их уравняли в правах с «литваками» и «хасидами», но до семнадцатого года их здесь не стояло…
В 1918 году власть в Палестине поменялась, пришли англичане со своей администрацией и со своими законами. И хотя англичане не поменяли основополагающие законы страны, в самой администрации можно было зарегистрировать не религиозный брак на основании английских законов.
В 1948 году ООН провозгласил создание еврейского государства, англичане ушли, а в наследие молодой стране, достались все те же законы османской империи. В момент провозглашения государства, Бен Гурион боясь противостояния ортодоксальных общин Америки, а так же борясь за объединения основополагающих общин в стране, подписал с партией «Агудат Исраэль» соглашение, которое коротко именовалось «Статус-кво». Соглашение состояло всего из четырех пунктов. И касалось признания ряда основополагающих основ религиозного характера государства: признание святости субботы, кашрута в питании, религиозного характера семейного права и независимого ортодоксального образования.
В момент подписания договора, Бен Гурион видимо надеялся, что после создания государства у него будет возможность принять конституцию и узаконить светский порядок сосуществования государства. Но… история пишется без черновиков. Статус-кво стала законодательной нормой, которая ни разу не нарушалась и не изменялась. А вместе с ним не изменялись и гражданские права населения страны. Брак по переписке!
В 50 -70-х годах прошлого века, в принципе в силу демографических причин и стран исхода основных потоков алии, не возникало особых противоречий между светской и религиозной частью израильского общества. Однако после 70-х годов, положение начало резко меняться. Согласно статистическим данным за период 1973 – 2003 год население страны возросло почти вдвое, а количество регистрируемых браков осталось практически на том же уровне. В этот момент появилось такое понятие, как «ядуа ле цебур» - «известные в обществе», то есть пары живущие совместно, без заключения брака.
Возросло число браков заключаемых за границей и в частности на Кипре или в Болгарии. Появилось такое понятие как Парагвайский брак, брак по «переписке», на основании адвокатской доверенности. К стати в 2001 году он был официально запрещен Меером Шетритом, в то время министром юстиции (Ликуд). В какой-то период начала 90-х годов, признавались консульские браки, заключенные при посольствах разных стран. Однако все эти браки совершали в основном люди, которые не могли зарегистрироваться в раввинатском (религиозном) суде.
При этом все время сохранялась монополия у всех религиозных конфессий, а так же запрет межконфессиональных браков. Для того чтобы представители двух различных религий могли пожениться, один из них должен был поменять вероисповедание. Есть только небольшое исключение, согласно законам Шариата, мужчины-мусульмане могут жениться на женщине другой религии, без того, чтобы невеста сменила религию.
Массовая алия 90-х годов, принесла свой проблемы. Стали возникать вопросы о смешанных семьях, о евреях не по Галахе. Появилась целая категория выходцев из стран СНГ в теудат зеуете (удостоверении личности) которых, в разделе национальность значилась запись «ло рашум» - не записанный, а точнее неизвестный. У выходцев из Эфиопии появилась графа «бе бдика», то есть на проверке.
Для израильского семейного законодательства и те и другие были «ле ло сивук дати» - без религиозной принадлежности! Фактически всем этим людям была закрыта дорога в раввинатские (религиозные) суды, все они не могли зарегистрировать свой брак в Израиле.
Фактически в этот период начала резко проявляться проблема гражданских браков, а так же светских кладбищ и кладбищ не для евреев. Хотя последняя проблема в 1996 году благодаря усилиям партии ИБА и Н.Щаранского была успешно решена, но не в законодательном порядке, а путем соглашения с представителями религиозных кругов. Проблема же гражданских браков начала проявляться все сильнее.
«Проблемные» пары.
При этом стоит отметить, что данный вопрос существует и в религиозной среде. Дело в том, что есть определенная категория религиозных евреев, которым запрещено заключать религиозные браки. Это «мамзеры», «соломенные вдовы» и «коены». «Мамзер» – это ребенок, рожденный замужней женщиной не от мужа. Согласно религиозным канонам, с ним и его потомством нельзя заключать брак в течение семи (!) поколей. "Соломенные вдовы" -это женщины не получившие официального развода от бросившего ее или сбежавшего мужа, либо от умершего неизвестно где и когда нет тела для захоронения. Они не могут вообще выходить замуж. «Коэны» - (согласно Танаху, сословие священнослужителей), а ныне все мужчины, имеющие фамилии Коган, Коганович, Кон, Кун - не имеют право жениться на разведенных женщинах.
Есть еще одна серьезная проблема в ортодоксальных кругах, как реформистские и модернистские течения в иудаизме. Большинство евреев Америки сегодня относятся к модернистским течениям в иудаизме. У них свои синагоги, свои облегченные правила прохождения гиюра (перехода в еврейство), свои законы о заключении брака. Все эти правила полностью отвергаются представителями ортодоксального иудаизма. За все эти правила и права, представители модернистского течения ведут непрерывную борьбу. Сегодня практически, все комитеты за гражданские браки финансируют именно представители данной общины.
В понятии гражданские браки, вкрадывается еще одна этическая проблема- гомосексуальной общины. Гомосексуальные браки, это браки между двумя мужчинами или между двумя женщинами. К этим бракам, как и ко всей этой общине, неоднозначное отношение не только в Израиле, но и во всем мире. В ряде европейских стран такие браки разрешены, в ряде запрещены. В самой Америке, нет однозначного подхода к этой проблеме, так в ряде штатов эти браки разрешены, в ряде запрещены.
В принципе рабануту (совету по религиозным делам) нет ни какого дела до вопроса о бракосочетании двух «не евреев». Поэтому когда какой-нибудь израильский политический деятель, лоббирующий закон о гражданских браках, заявляет, что он встречался с представителями рабанута или главным раввином и "согласовал" или "закрыл" с ними данный вопрос, он несколько "блефует". Закрывать нечего и согласовывать нечего, рабанут не против, чтобы «не евреи» женились официально на «не еврейках». Рабануту до них вообще нет никакого дела. Рабанут против, только одного: нарушения статус-кво. Рабанут против покушения на свою монополию на производство религиозных браков и «религиозного» характера государства в нашей стране. Юридические тупики!
Однако здесь может возникнуть коллизия. К примеру, будет разрешено в Израиле «не еврею» жениться на «не еврейке». Так как у нас в юриспруденции существует прецедентное право, то тут же какой-нибудь еврей, подает просьбу жениться на не еврейке. Получив отказ, он идет в БАГАЦ ( высший суд справедливости) и подает иск против государства, о дискриминации его прав. Потому что закон говорит, что разрешено одному, разрешено всем. А полученное им разрешение, сразу влечет за собой следующий иск от двух евреев, желающих зарегистрировать свои отношения в гражданском суде.
И вся система религиозных браков, а вместе с ней и статус-кво падает! Поэтому, ни рабанут, ни все ортодоксальные депутаты и министры, не когда не возражали против браков, заключенных на Кипре или в других странах. Кстати падение системы религиозных браков у евреев, мгновенно коснется всех остальных конфессий и поэтому арабские депутаты, так же голосуют против системы гражданских браков. В результате у нас в стране вокруг данной проблемы под названием гражданские браки, разгорается не шуточная борьба, практически на всех этажах нашего общества. А там где есть борьба за общественное мнение, всегда найдется политическая партия, которая, привлекая к себе электорат, возьмет к себе в лозунги, борьбу за гражданские браки.
FLB: Хроника выборов в Кнессет. Этапы борьбы.
Выборы 1992 год. Партия МЕРЕЦ идет в Кнессет под лозунгом борьбы за гражданские права и гражданские браки. Партия набирает 12 мандатов, в том числе 2.5 от «русских» избирателей и входит в правительство Рабина. Однако после выборов партия, практически полностью утрачивает интерес к данной проблеме и отдает все силы борьбе за мирный процесс. В результате чего рождается договор Осло, а вопрос о браках так и не рассматривается.
Выборы 1996 года. Знамя борьбы за гражданские браки подхватывает партия «Исраэль ба Алия» во главе с Натаном Щаранским. В основу разрабатываемого ею закона о гражданских браках, была положена лишь концепция брака для двух «не евреев». В этот период партии ИБА удалось решить лишь вопрос об альтернативном захоронении и кладбищах для не евреев и то не путем принятия закона, а путем нахождения компромисса с религиозными партиями.
Выборы 1999 года. Уже три партии идут в Кнессет, под лозунгом борьбы за гражданские браки. Это партия МЕРЕЦ с 10 мандатами и партия ИБА, получившая 6 мандатов и вошедшие в правительство Барака и партия Шинуй, взявшая 6 мандатов и ушедшая в оппозицию.
Партия Шинуй выдвигает крайне радикальный вариант закона о гражданских браках – «для всех», полностью отменяющий существующий статус-кво. Однако партия Шинуй изначально понимала, что практически не возможно провести такой закон, а тем более находясь в оппозиции, и поэтому шла на чисто рекламный и пропагандистский трюк, под лозунгом борьбы с засильем клерикалов. Закон не прошел даже в комиссии Кнессета.
Партия ИБА выдвигает свой вариант «закон Эдельштейна» о браках для двух «не евреев». Этот вариант закона, в первый и последний раз, за 15 лет борьбы за гражданские браки, был ближе всех к утверждению, и был провален лишь большинством в 1 голос 32 на 33.
В начале 2002 года, партия Авода, готовясь к выборам, подхватывает лозунг борьбы за гражданские браки. Генеральный секретарь партии Пинес-Паз (Авода) выносит свой вариант закона «О свободе выбора брачной церемонии». Закон «Пинеса – Брофмана» касается всех и евреев и «не евреев» и «коэнов» и гомосексуальных пар. Перед выборами фактически идет рекламная борьба между партиями Шинуй и Авода за более радикальный вариант закона.
Выборы 2003 года. После выборов партия Авода уходит в оппозицию, а партия Шинуй с 15 мандатами заходит в коалицию и впервые, за многие годы, создается правительство без представителей ортодоксальных партий. Партия Шинуй одним из условием своего вхождения в коалицию ставит пункт о принятие закона о гражданских браках. Премьер-министр А.Шарон создает комиссию по выработке решения по данному закону. В комиссию вошли Рони Барон (Ликуд), Рони Бризон (Шинуй) Нисим Сломянский (МАФДАЛЬ) и Юрий Штерн (блок Ихуд ха Леуми). Комиссия фактически бездействует, а представители партии Шинуй, просят всех «не мешать» им проводить свой вариант закона.
Проходит год. Правительственный законопроект так и не подан, а Офир Пинес-Паз (Авода) добивается голосования по свому закона. В итоге закон о свободе выбора брачной церемонии «закон Брофмана –Пинеса» предусматривающий гражданские браки для двух «не евреев», а так же для еврея и «не еврея», 10 марта 2004 года ставиться на голосование в Кнессете. Закон был провален большинством голосов, при этом сама партия Авода дала только 7 голосов из 19 голосов, а министры от партии Шинуй голосуют против законопроекта о гражданских браков, подписывая себе электоральный приговор. Ариэль Шарон лично присутствует в зале заседания и так же голосует против.
Через несколько месяцев партия Шинуй вносит свой вариант закона на рассмотрения правительства, но так как партия Мафдаль выступает против, закон не получает правительственный статус и даже не выноситься на голосование. В ноябре 2004 года партия Шинуй уходит в оппозицию и об этом законе снова все забывают.
Выборы 2006 год Закон о гражданских браках в предвыборных обещаниях партии Кадима. Презентацию проводит сам Рони Бар Он министр МВД в будущем правительстве, но… на пресс-конференцию зовут только русскоязычных журналистов. Рони Барон обещает браки между евреями и не евреями, но после выборов партия Кадима возвращается к старому законопроекту «Эдельштейна»: брак для двух не евреев.
Представитель, находящейся в оппозиции партии НДИ Дуду Ротем, раскритиковав вариант законопроекта Кадимы, предлагает «новую» более полную версию, которая восходит к закону «Пинеса-Бронфмана» (правда, минус гомосексуальные браки).
В это же время министр юстиции Фридман (Кадима), предлагает свой усеченный вариант закона для двух не евреев, согласовав его с главным сефардским раввином Израиля (опять таки восходящий к закону «Эдельштейна»). Однако и этот вариант закона так и не был подан.
Выборы 2009 года.
Партия НДИ заявляет, что впервые в истории (!) закон о гражданских браках внесен в коалиционные соглашения. В «пустых» дебатах и просьбах «не мешать» работе над законом проходит полгода. В это же время Шломо Муло и Роберт Тивьяев (оба Кадима) взяв за основу закон Дудо Ротема (НДИ), подают его на голосование. Закон проваливается, коалиция во главе с Ликудом голосует против.
Партия НДИ заявив, что подготавливает «свой» вариант закона, так же голосует против. Новый вариант закона, повторяющий законопроекты Ю.Эдельштейна, партии Шинуй, Рони Бар Она и Даниэля Фридмана выставляется НДИ как оригинальный текст. Однако вокруг данного закона идут в основном дебаты и различного рода рекламные акции и заявления. На этот раз НДИ и Кадима меняются местами. Кадима критикует НДИ за умеренность, а Роберт Тивьяев говорит в эфире девятого канала, что законопроект НДИ – это только для «двух атеистов» (понимая видимо таким образом статус «ле ло сивук дати» - без религиозной принадлежности).
Однако как мы видим, при нынешнем варианте коалиции, у данного закона нет практически ни каких шансов. Видимо понимая это, партия НДИ и не спешит с его подачей, придумываю всевозможные отговорки, а по дороге повторяя старые песни Шинуя, ИБА и Кадимы, что более полные версии закона, могут только помешать и нужно время, чтобы все согласовать. Так на днях вновь прозвучало утверждение о том, что вопрос браков для двух не евреев согласован аж с Овадием Юсефом, духовным лидером партии ШАС (!).
Вам не кажется, что все это уже когда-то было?
На мой взгляд, представители партии, пытаясь сохранить лицо перед своими избирателями, будут постоянно называть «врагов, мешающих им», будут придумывать причины, не позволяющие им «пойти до конца» и провести на заседании правительства закон о гражданских браках, придав ему статус коалиционного.
Религиозные партии хорошо понимают, чем для них может кончиться принятия закона о гражданских браках в той или иной форме. Сам принцип существования в стране альтернативного брака, в дальнейшем может создать нишу для светской регистрации, которая лишить клерикальные партии не только брачной монополии, но и многих других льгот.
Извечный вопрос: «Кто виноват, и что делать?»
Что же из этого следует? А то, что фактически закон о гражданских браках нельзя провести без изменения системы государственного строя. Без изменения закона о статус-кво практически ничего нельзя изменить в законодательной системе управления государством.
Все это говорит о том, что назрела ситуация радикального пересмотра законодательной системы государства, назрел вопрос о конституции, назрела реформа государственного управления, о которой в период выборов, говорили практически все светские партии.
Весь вопрос лишь в том, кто возьмет на себя смелость, начать эту революционную перестройку? Боюсь, что у нынешнего правительства «руки связаны» коалиционными обещаниями, да и стоят перед ним сейчас другие цели и задачи, хотя многие депутаты из нынешней коалиции, в период выборов, неоднократно обещали нам реформу государственного строя.» Юрий Бочаров
FLB.Послесловие автора:
Журналист Юрий Бочаров: «Я снимаю шляпу перед Либерманом»
Эта статья была написана к конце февраля, когда в Кнессете (парламенте) разгорался спор вокруг законопроекта партии «Наш Дом Израиль» о гражданских браках и гиюре (переходе в иудаизм). За законопроект http://izrus.co.il/obshina/article/2009-07-19/5396.html Давида Ротема (партия НДИ) о гражданских браках проголосовало 56 депутатов, четверо голосовали против. Ультрарелигиозные парламентарии из фракций ШАС и "Яадут ха-Тора" (члены коалиции) предпочли выйти из зала, и не приняли участие в голосовании. Все депутаты от фракций "Наш дом Израиль", "Ликуд" и представители самой крупнейшей оппозиционной партии "Кадима" поддержали законопроект.
И хотя этот закон решит лишь проблему только небольшой группы населения (ориентировочно 60 тысяч человек), это большой успех светских партий и всех русскоязычных депутатов, как членов коалиции так и оппозиции.
Это, несомненно, успех и лидера партии НДИ Авигдора Либермана, который, выбрав путь компромиссов и переговоров наконец-то хотя бы частично, но добился решения вопроса. Я снимаю шляпу перед Либерманом и надеюсь, что данный успех будет закреплен и в других решениях.
|