В воскресенье 7 марта в Царицыне бульдозеры под прикрытием ОМОНа снесли здание, известное как «Дача Муромцева». Были задержаны люди, пытавшиеся защитить дом. Праздничные дни становятся для этого здания поистине роковыми: сразу после Нового года на «даче Муромцева» произошел сильный пожар.
Рано утром 7 марта строительная техника начала ломать здание, известное как «дача Муромцева», на юге Москвы, в парке Царицыно. Всю ночь на «даче» дежурили активисты, готовившиеся защитить дом. Однако прибывшие вместе с бульдозерами омоновцы нейтрализовали протестующих, задержав несколько человек. Столичные власти назвали эту операцию «уборкой мусора».
Дача Муромцева
Деревянное здание по адресу 5-я Радиальная улица, дом № 3, на территории нынешнего заповедника «Царицыно» было построено в конце XIX века. Здесь располагался загородный дом Сергея Муромцева — первого председателя царской Госдумы. По некоторым свидетельствам, именно здесь Иван Бунин познакомился со своей будущей женой, племянницей Муромцева. В своих произведениях писатель упоминает липовую аллею, находящуюся около дома. В советские годы здесь располагалась школа, потом жилье. В 1960-е годы здание было перестроено, в 1970–1980-е тут жили и бывали писатель Венедикт Ерофеев, художник Константин Васильев. Помимо прочего это последний старинный деревянный дом существовавшего когда-то дачного района Царицыно. Музей дома создан силами жильцов в 1990-е годы. В его экспозицию входили документы по истории Царицина, старинная мебель, техника, предметы быта, автографы Венедикта Ерофеева. В доме до пожара жило шесть семей с детьми от года до семи лет. В 1980-х годах дом подлежал сносу. Тогда же его жители получили квартиры, но продолжили жить здесь. В 1990-е годы дом передали на баланс коммерческой фирме, которая позже списала его. Дома на месте дачи Муромцева нет на картах Москвы и в адресных перечнях. Ни у кого из жильцов не было оформлено права собственности на занимаемые квартиры. Документы по судебной тяжбе жильцов дома можно посмотреть "по этой ссылке":http://5radialn.bizhosting.ru/index.php/ru/documents.
Вечером 6 марта обитатели «дачи Муромцева» рапространили обращение к неравнодушным людям: они просили приехать в Царицино как можно больше людей, потому что ожидали штурма. «Сегодня есть шанс прихода незваных гостей... Незваные гости любят приходить по ночам»,— говорилось в обращении.
«Гости» действительно пришли около половины восьмого утра. Строительную технику солпровождали несколько десятков гастарбайтеров и подразделение ОМОНа. Активисты пытались остновить технику, несколько человек даже залезли на второй этаж. Однако омоновцы в жесткой форме оттеснили протестующих и вывели людей из здания. По разным данным, от 5 до 10 человек, оказывавших сопротивление, были задержаны.
К середигне дня 7 марта «дача Муромцева» была фактически уничтожена. Гастарбайтеры продолжали разбирать завалы. Пожар
«Дача Муромцева» загорелась в ночь на 3 января 2010 года. Около 2.30 жильцы дома на 5-й Радиальной улице почувствовали запах дыма. Огонь занялся в комнате, в которой никто не живет. В этой же комнате была приоткрыта форточка, что навело жильцов дома на мысль о поджоге.
Пожарные прибыли к даче Муромцева очень оперативно и принялись за работу. Огня из дома видно не было, шел лишь дымок. Затем, по словам жильцов, пожарные, ссылаясь на распоряжение начальства, бросили брандспойты и стали наблюдать за происходящим. Жителям дома они не разрешали заходить внутрь, чтобы взять документы и вещи. Лишь когда дом весь был охвачен огнем, пожарные продолжили работу.
После того как пожар был потушен, они уехали. В течение следующих двух дней жители дома и добровольцы своими силами тушили новые очаги возгорания. Пожарные на их вызовы не реагировали.
«Из нас никто не сомневается, что это был поджог,— заявил тогда GZT.RU житель дома Кирилл Болдырев.— И время для него выбрали удачное».
Дом загорелся в новогодние праздники, да к тому же тогда, когда в нем было мало жильцов: две женщины с детьми и один молодой человек. «Он никогда не сталкивался с пожаром,— рассказал Болдырев.— Если бы дома был я или мой отец, мы бы потушили пожар своими силами. Но…»
Дом, скорее всего, не мог загореться сам, считает Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор». «В доме живут люди, они следят за соблюдением всех правил техники безопасности,— объяснил он GZT.RU.— У нас часто ко времени горят здания. Например, сгорел дом Быкова, его сняли с охраны и теперь будут реконструировать».
По мнению жильцов, московсмкие власти планировали построить на месте «дачи Муромцева» стоянку для уборочной техники.
Несмотря на то что пожар практически уничтожил здание, жители дома и активисты готовы были защищать его. Они планировали устроить в доме музей Венидикта Ерофеева.
«Когда тот дом разрушали, жильцы собрали все старинные вещи, которые хранились на чердаке и в подвале. И в том числе и личные вещи Муромцева. Это дом с историей и мы ее сохраним, чего бы нам это не стоило»,— рассказывал житель дома Николай Болдырев.
«Ерофеевские записи уцелели, его автографы, которые весели в рамках по стенам. Он в последние годы много здесь проводил времени. Он приезжал сюда в гости под конец жизни, когда он уже был лишён голоса после операции и не мог говорить. Поэтому, когда мы с ним беседовали, он ручкой писал ответы. Все эти бумажки у нас остались, они висели по стенам в рамках. При пожаре их смыло водой вниз, и нам удалось достать их совершенно неповреждёнными. Уцелел медный складень, переживший пожар в Москве 1812 года, уцелел. Такие вещи, как и рукописи, не горят. Чугунный ангел Каслинского литья сохранился. Личный телефон Муромцева сохранился, он был произведен в 1906 году. Сохранилась и пишущая машинка самого основателя дома. Возможно, на ней печаталась первая русская Конституция, ну или некоторые ее статьи. А еще уникальный микроскоп австрийский украл пожарный. Очень обидно будет, если он сдаст его в цветмет: там латуни несколько килограмм»,— перечислял хранитель музея.
Дача Сергея Муромцева, председателя первой Государственной думы, была давно снесена, а потому сгореть она не могла. Об этом 19 января заявил мэр Москвы Юрий Лужков в эфире канала «ТВ Центр».
Мэр рассказал, что пожар 3 января 2010 года в Царицыне произошел в бараке, построенном на месте этой дачи. «Этот вопрос необходимо объяснить москвичам один раз, и будет видна вся дурь, которая встревожена проблемой реального сохранения памятника,— заявил Лужков.— Дача была построена приблизительно в 1910 году. У Муромцева была племянница, которая была замужем за Буниным. Многие художники тоже были на этой даче. Но в 1910 году Муромцев умирает. А в годы войны рядом с этой дачей разорвалась авиационная бомба, в результате чего дача пострадала. Позже ее снесли».
По информации мэра, в послевоенный период дачу снесли, а на ее месте в 1960-е годы построили барак. В нем жили люди до 1996 года. «В 1996 году власти приняли решение переселить людей из этого барака в хорошие квартиры. Но барак не снесли. А поскольку это район Царицына, то люди стали использовать этот барак вторично»,— добавил Юрий Лужков.
Константин Михайлов, координатор общественного движения «Архнадзор», сообщил GZT.RU, что под названием «дача Муромцева» все понимали не конкретное строение, а целый комплекс. «Это земельный участок, часть соседнего земельного участка с сохранившимися воротами дачи Ероховых, липовые аллеи, сады, сам загородный дом. И в этом понимании дача Муромцева никуда не делась. Никто из представителей „Архнадзора“ никогда не утверждал, что то здание, которое сейчас там находится,— это и есть то самое здание, в котором жил Сергей Муромцев»,— объяснил г-н Михайлов.
Он обращает внимание на то, что дача Муромцева до пожара представляла культурную ценность. «Во-первых, мы имеем дачный участок, на котором стоял загородный дом Муромцева,— сообщил Константин Михайлов.— От него остался фундамент, есть также остатки аллей, которые помнят Муромцева, Бунина, именитых гостей дачи. Во-вторых, в сгоревшем здании жил и работал советский писатель Венедикт Ерофеев. В-третьих, это тот народный самодеятельный музей, который создали жильцы дачи».
В мае 2009 года представители движения «Архнадзор» подали заявку в Москомнаследие о признании дачи Муромцева достопримечательным местом. «Согласно закону об объектах культурного наследия достопримечательное место — это некая местность и здание, связанные с какими-то важными событиями в истории страны или с пребыванием и жизнедеятельностью знаменитых людей,— объяснил Константин Михайлов.— С дачей как раз второй случай».
По словам г-на Михайлова, Москомнаследие приняло заявку и включило дачу Муромцева в городской реестр объектов культурного наследия в ранге заявленного объекта. Этот реестр был вывешен на официальном сайте Москомнаследия. До момента рассмотрения принятой от «Архнадзора» заявки дачу Муромцева по закону нельзя было сносить или перестраивать.
«До середины дня 14 января 2010 года в реестре Москомнаследия дача Муромцева так и фигурировала как заявленный объект,— рассказал координатор движения „Архнадзор“.— А 14 числа она оттуда таинственным образом куда-то исчезла. Очень интересно, на каком основании эти сведения из официального реестра были изъяты».
|