Заместителей директора МХТ имени Чехова Игоря Попова и Олега Козыренко обвиняют в попытке присвоить 36,6 млн рублей. Следователи уверены: это произошло при попустительстве и халатности худрука театра Олега Табакова.
Следственная часть Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу намерена подать в суд ходатайство об отстранении от должностей двух заместителей директора Московского художественного театра (МХТ) имени Чехова – Игоря Попова и Олега Козыренко, обвиняемых в попытке присвоить 36,6 млн рублей, выделенных из бюджета на реконструкцию театра.
В рамках расследования министру культуры было направлено представление, в котором говорится, что выявленные преступления стали возможны «в результате халатности» и при «попустительстве» Олега Табакова – руководителя МХТ имени Чехова.
Как сообщили «Росбалту» в ГУ МВД по ЦФО, сейчас рассматривается вопрос о подаче в Останкинский суд Москвы ходатайства об отстранении Попова и Козыренко от должностей в связи с тем, что они обвиняются в совершении тяжкого преступления, однако продолжают работать, «дискредитируя других сотрудников и сам театр». По мнению следствия, Попов и Козыренко, используя служебное положение, могут продолжить заниматься «преступной деятельностью», а также оказывать давление на свидетелей по уголовному делу.
Скандальное уголовное дело о хищении средств, выделенных МХТ, было возбуждено в январе 2009 года. По данным ГУ МВД по ЦФО, в рамках федеральной целевой программы «Культура России» театру из бюджета регулярно выделялись средства на реконструкцию. Одним из подрядчиков МХТ являлось МСУ-116, которое в 2007-2007 гг. для «модернизации оборудования связи театра» привлекало субподрядчика ООО «ССТ».
Последняя структура выполнила работ на 21 млн рублей, что на 9 млн рублей превышало сумму, оговоренную в контракте между МХТ и МСУ-116. В результате руководство театра решило провести новый аукцион на работы по средствам связи на 9 млн рублей (предполагалось, что его победителем станет МСУ-116 и полученными средствами оно сможет расплатиться с субподрядчиком ООО «ССТ»).
Как выяснили следователи, в октябре 2008 года заместители директора МХТ Козыренко и Попов, а также председатель конкурсной комиссии театра Евгений Якимов обратились к начальнику МСУ-116 Татьяне Шишковой с весьма странным предложением. Они гарантировали победу МСУ в аукционе только в том случае, если сумма нового контракта будет увеличена до 36 млн рублей. По замыслу руководителей МХТ, получив 9 млн рублей, МСУ сможет расплатиться с субподрядчиком, а остальную сумму (27 млн рублей) оно должно перевести на счета двух фирм – ООО «Констракшн» и ООО «СтройБилдинг», которые, по версии следствия, являлись фиктивными.
Шишковой такая идея показалось сомнительной, она обратилась с заявлением в ГУ МВД по ЦФО и дальше действовала под контролем оперативников. Аукцион, единственным участником и победителем которого стало МСУ-116, МХТ провел 11 декабря, 22 декабря был подписан договор об осуществлении работ на 36 млн рублей, а спустя три дня представители театра уже оформили акты приемки работ, которые, согласно материалам дела, «не планировались и не проводились». Но все 36 млн рублей поступили МСУ, а перебросить часть денег на счета подставных фирм помешали уже сотрудники ГУ МВД по ЦФО.
В рамках расследования вначале был арестован заместитель директора МХТ Олег Козыренко, которого позже отпустили под залог в 5 млн рублей. Примечательно, что эту сумму вносил известный актер Михаил Пореченков. Весной и летом 2009 года по решению Останкинского суда были арестованы Игорь Попов и Евгений Якимов, которым потом изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Руководящим сотрудникам театра предъявили обвинения по статьям 30 и 159 УК РФ (покушение на мошенничество).
Сам они, по данным «Росбалта», выдвинули свою версию событий, заявив следователям, что ни о каких хищениях речи не шло. Просто в 2008 году МХТ не успел израсходовать все средства, выделенные на год в рамках программы «Культура России 2006-2010 год». Опасаясь, что из-за этого в следующем году финансирование театра может быть урезано, его представители стали в срочном порядке искать, как «пристроить» оставшуюся сумму. В результате в декабре и был составлен «липовый» договор с МСУ. Представители театра заверил следователей, что эти средства никто не собирался обналичивать или выводить за рубеж, а все они пошли бы на нужды театра.
У следователей возникло немало вопросов и к художественному руководителю и директору МХТ имени Чехова Олегу Табакову, который был допрошен в рамках дела. Все свои претензии СЧ ГУ МВД по ЦФО изложила в представлении, направленном министру культуры РФ. В нем говорится, что Олег Табаков «допустил существенное превышение своих должностных обязанностей», когда принял решение назначить на должность первого замдиректора МХТ Игоря Попова без согласования данного вопроса с Министерством культуры, как это предусмотрено в Уставе театра.
«При этом Табаков уклонялся от документально фиксируемого управления вверенным ему учреждением культуры и, находясь на службе, при исполнении своих обязанностей, вообще не подписывал никакую распорядительную и платежную документацию, обязанность подписывать которую возложена на него Уставом МХТ», — говорится в представлении. – Именно в результате указанной безответственности Табакова и заведомого превышения им своих должностных обязанностей, Попов получил возможность, действуя от имени МХТ, обеспечить документальную базу для осуществления преступного замысла по хищению бюджетных средств в особо крупном размере».
В документе приводятся и другие нарушения выявленные в театре. В частности, руководство МХТ без согласия Росимущества предоставляет в безвозмездное пользование государственное помещение (2,5 тыс. кв. метров) фирме ООО «Творческая мастерская Ивана Шарко». По данному факту сейчас расследуется отдельное уголовное дело.
Кроме того, УФНС Москвы начало проверку о наличии возможных налоговых нарушений в деятельности руководства театра. Следователи обратили внимание и на обстановку в коллективе. В представлении приводится факт, когда один из заместителей директора МХТ требовал от другого руководящего сотрудника театра уволиться, угрожая «физической расправой». По версии ГУ МВД по ЦФО, при «попустительстве» и «халатности» Олега Табакова в театре стали возможны не только хищения бюджетных средств, но также возникла «морально-нравственная атмосфера, недостойная ведущего государственного театра страны».
Что касается уголовного дела о мошенничестве, то сейчас обвиняемые знакомятся с материалами. В отдельное производство выделено дело о покушении на мошенничество «неустановленными лицами» из руководства МХТ, которое передано в УВД ЦАО. Ответ на представление следователей Минкультуры пока так и не прислало.
|