Законопроект о торговле Госдума приняла в первом чтении только после личного вмешательства премьера Владимира Путина; во втором чтении она должна была рассматривать его завтра. Документ ограничивает права ритейлеров: запрещает брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем (и ту ограничивает 10%), вводит жесткие сроки оплаты поставленного товара, запрещает сети открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%. В начале ноября документ был одобрен на совещании у Зубкова, а 2 декабря профильный комитет по экономической политике Госдумы рекомендовал принять документ во втором чтении.
Как стало известно «Ведомостям», против законопроекта резко выступило Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента — оно дало отрицательный отзыв, рассказали источники в аппарате комитета и фракции «Единая Россия». В итоге второе чтение, говорят они, перенесено «на неопределенный срок».
«Ведомостям» удалось ознакомиться с претензиями ГПУ. «Законопроект практически не затрагивает вопросы обеспечения прав и законных интересов конечного потребителя, хотя соответствующая цель продекларирована», — считает управление.
ГПУ раскритиковало практически все основные положения проекта.
Так, ограничение премии за объем 10% противоречит «гражданско-правовому принципу свободы договора», а также экономической логике: увеличение объемов сбыта в интересах производителя, и он вправе за него заплатить. Идею запретить продавать товары по цене ниже поставки администрация называет «сомнительной с правовой точки зрения» (к тому же этот вопрос регулируется антимонопольным законодательством).
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев считает справедливыми замечания ГПУ: «Бонусы дают дополнительные инструменты по стимулированию розничных сетей, а также возможность поставщикам конкурировать между собой».
Сроки оплаты за товар должны зависеть от срока его годности, но в законопроекте появились непонятные исключения, пишет ГПУ. В качестве примера приведены замороженная говядина, свинина, мясо курицы и молоко, рассчитываться за которые законопроект предлагает в течение 10 дней. Такое положение «ставит в заведомо выгодные условия некоторых производителей и поставщиков».
Замороженное мясо и молоко необоснованно включены в группу продуктов, имеющих срок годности до 10 дней, говорит гендиректор «Метро кэш энд керри Россия» Акин Байер: срок годности замороженных продуктов составляет несколько месяцев.
Запрет сетям приобретать новые торговые площади, если их доля превышает 25%, показался ГПУ некорректным. Запрет не может носить абсолютный характер, необходимо предусмотреть исключения, вводимые правительством или президентом, полагает ГПУ, иначе пострадает население небольших муниципалитетов. Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий считает эту статью самой «вредной для бизнеса» в законе.
Помощник президента Аркадий Дворкович говорит, что все перечисленные замечания — принципиальные. Но правительство «продолжает исходить из редакции, принятой на совещании у Зубкова в начале ноября», настаивает замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, который будет участвовать в согласительной комиссии от Белого дома. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков называет такие разногласия «обычным рабочим процессом».
Что объединяет высокие спорящие стороны, так это трудно объяснимая уверенность в том, что закон будет принят до конца года. Председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров говорит, что «закон, вероятнее всего, примут 11 декабря». Дворкович считает, что для внесения поправок ГПУ понадобится 7-10 дней. Песков просто обещает, что «компромисс будет найден».
«В первом чтении закон принимался с тем же заключением ГПУ, но позиция правительства осталась неизменной», — напоминает сенатор и совладелец «Моссельпрома» Сергей Лисовский.
Если администрация президента выступила против, то определенные нормы обязательно будут скорректированы, считает председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его словам, такие конфликты между правительством и администрацией случались и раньше, они не всегда выливались на публику, но споры были по закону о страховании вкладов, закону об особых экономических зонах, поправкам в Бюджетный кодекс, касающимся инвестиционного фонда, поскольку порой сталкивались интересы конкретных чиновников. Другое дело, что «в условиях тандема» такие противоречия будут только нарастать, прогнозирует эксперт.
|