Губернатор Самарской области Владимир Артяков ездит на бронированном Mercedes S600 Guard, который обошелся бюджету области в 22 млн 500 тысяч рублей. Это рекорд среди чиновников: более дорогие автомобили только у президента и премьера. Эксперты затрудняются сказать, зачем губернатору некавказского региона нужно такое средство передвижения.
Глава администрации Самарской области ездит на сверхдорогом эсклюзивном Mercedes-Benz S600 Guard. Хотя конкурс на его покупку за счет средств бюджета области был проведен еще в марте 2008 года, публично об этом стало известно только сейчас: на его результаты сейчас обратили внимание самарские блогеры. Сообщение о проведении конкурса было опубликовано на официальном сайте управления организации торгов Самарской области . Согласно технической документации, администрация заказывала «представительский автомобиль представительского класса с высшей степенью бронирования – В6/В7», мощность двигателя 516,7 л. с., цвет черный металлик.
Помимо привычной для такого уровня автомобиля комплектации, администрация Самарской области заказала «мультиконтурные задние сиденья с функцией массажа», «динамические мультиконтурные передние сиденья с функцией массажа», «генератор повышенной мощности» и «холодильник сзади».
По итогам конкурса был куплен Mercedes S600 Guard. На сайте госзакупок области есть и другие заказы, связанные с этим автомобилем: в частности в июне этого года правительство области заказывало для машины страховку КАСКО , которая обошлась бюджету в 700 тысяч рублей . Согласно этим же документам, машина находится на балансе московского представительства, то есть на бронированном автомобиле губернатор ездит в Москве. Еще один конкурс был объявлен на комплект 4 покрышек бронированной зимней резины стоимостью в 800 тысяч рублей (этот конкурс, судя по материалам сайта, был признан несостоявшимся).
В московском представительстве компании Mercedes «Газете.Ru» объяснили, что бронированные машины Guard заказываются всякий раз индивидуально, поэтому цена может сильно различаться.
Впрочем известно, что, например, Mercedes S600 Pullman Guard, на котором передвигаются Владимир Путин и Дмитрий Медведев, стоит около полутора миллионов евро.
Броня высшего класса подразумевает, что кузов выдерживает попадание пуль из армейского стрелкового оружия, осколков ручных гранат и взрывных устройств средней мощности. Кроме того, машина в обязательном порядке должна быть оснащена самогерметизирующимся баком, системой пожаротушения, а шины могут продолжать движение, несмотря на проколы.
До того как стать губернатором, выходец из госкорпорации «Ростехнологии» Артяков два года руководил «АвтоВАЗом», но предпочел немецкий автомобиль. Причины выбора у администрации области выяснить не удалось. Пресс-секретарь губернатора Артякова Иван Скрыльник не ответил в субботу на звонки «Газеты.Ru».
В свою очередь специалист по госслужбе, доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин удивлен, зачем губернатору некавказского региона такой автомобиль, да еще в Москве.
«Может, у него тянутся какие-то «хвосты» с «АвтоВАЗа», но скорее всего просто демонстрирует свою невероятную крутизну», – полагает эксперт.
По его оценке, 22,5 млн рублей за автомобиль невероятно много даже на уровне абсолютно иррациональных расходов российских чиновников. «Но у нас нет формальных ограничений на бюджетные расходы по этим статьям, – констатировал Кудюкин, – поэтому чиновники и делают кто во что горазд. Даже если учитывать, что машина была куплена до кризиса, все равно цена зашкаливает».
«В данном случае это уже злоупотребление служебными полномочиями – можно ставить вопрос о возбуждении уголовного дела, потому что речь идет о явных излишествах», – полагает, в свою очередь, зампред думского комитета по Госстроительству коммунист Виктор Илюхин.
«Губернатор не соответствует занимаемой должности. Совесть надо иметь, а расходы такого рода надо жестко ограничить», – заявил депутат «Газете.Ru». «Это выглядит особенно странно на фоне предбанкротного состояния «АвтоВАЗа», миллиардных вливаний в завод и кризиса в регионе», – полагает он.
На бронированных автомобилях не ездят министры и вице-премьеры российского правительства. В их распоряжении скромные на этом фоне BMW 7-й серии, Mercedes серии S и Audi A8, чья стоимость в среднем составляет 4–7 млн рублей. Бронированные автомобили предпочитают главы республик Северного Кавказа. Потягаться с Артяковым мог бы президент Чечни Рамзан Кадыров, который берет числом: в его кортеже около сотни дорогих иномарок, таких как Mercedes S-класса, Porshe Cayenne, Toyota Land Cruiser.
С началом кризиса ряд губернаторов, напротив, сократили расходы на автомобили: губернатор Амурской области Олег Кожемяко предписал полностью заменить парк автомобилей чиновников на продукцию отечественного автопрома (иномарки были проданы с аукциона), а губернатор Кировской области Никита Белых распорядился продать с аукциона губернаторский внедорожник Lexus и пересел на собственный автомобиль.
|