В арбитражном суде Москвы вчера началось предварительное заседание по иску супруги столичного мэра Елены Батуриной и ЗАО "Интеко" к члену бюро оппозиционного движения "Солидарность" Борису Немцову. Госпожа Батурина хочет, чтобы он сам написал заявление о том, что пять фраз из его доклада не соответствуют действительности.
Елена Батурина и Борис Немцов в суд вчера не явились, направив своих представителей. Поводом к иску госпожи Батуриной и "Интеко" стал экспертный доклад Бориса Немцова "Лужков. Итоги". В нем, как подчеркивает оппозиционер, он привел факты, которые, по его мнению, говорят о том, что "Лужков немедленно должен быть отстранен от должности мэра и вместе с женой Еленой Батуриной предстать перед судом по статьям о коррупции". Госпожа Батурина сочла, что ее честь порочат пять фраз из доклада, в частности: "таким образом, земля, проданная Батуриной, оказалась в собственности правительства Москвы" и "...факты — упрямая вещь, нигде, кроме Москвы, бизнес Батуриной не развивается успешно" ("Ъ" подробно писал об этом 14 октября). Иск госпожи Батуриной и "Интеко" о защите чести, достоинства и деловой репутации арбитраж сначала оставил без движения, так как были неправильно оформлены документы (см. "Ъ" от 7 октября). Юристы исправили недочеты. Однако вчера по итогам заседания суд вновь указал истцу "определиться со своим исковым заявлением" и объявил перерыв до 9 ноября.
Дело в том, что вчера истцы представили уточнения и пояснения к исковому заявлению, в которых определили, как именно Борис Немцов должен опровергнуть распространенную информацию. Они хотят, чтобы он представил истцу за своей подписью заявление о несоответствии сведений из доклада действительности. "Это абсолютно неправовое требование — можно настаивать на опубликовании опровержения, но обязывать ответчика что-либо подписать — это уже ноу-хау представителей Батуриной и "Интеко"",— заявил адвокат господина Немцова Вадим Прохоров. Представитель истцов Евгений Таратин сказал "Ъ", что "характер опровержения должен соответствовать характеру распространения сведений". Суд вчера не приобщил к делу уточнения и пояснения к исковому заявлению, которые представлены на 11 листах. Господин Прохоров возмутился тем, что они изменяют одновременно и предмет иска, и его основания, что недопустимо: "По сути, представлен новый текст искового заявления". "Требования остались те же, но они действительно были слегка скорректированы",— отметил господин Таратин.
Представители Елены Батуриной и "Интеко" просили суд приобщить к делу документ, который назвали "лингвистической экспертизой". Это заключение привлеченного истцами профессора кафедры словесных искусств факультета искусств МГУ, доктора филологических наук Ольги Крюковой, которая установила, что доклад носит негативный характер в отношении госпожи Батуриной. "О негативном отношении Немцова к госпоже Батуриной и ее мужу общеизвестно, в том числе и из самого доклада, для этого не нужно привлекать экспертов, а экспертиза может быть назначена только судом",— заметил господин Прохоров. Господин Таратин пояснил "Ъ", что "лингвистическая оценка доклада является доказательством его негативного характера". Суд пока не рассмотрел этот вопрос.
Тем временем 6 ноября в Замоскворецком районном суде пройдет предварительное заседание по аналогичному иску мэра Москвы Юрия Лужкова и правительства Москвы о защите чести, достоинства и деловой репутации к Борису Немцову. Господин Лужков требует опровергнуть шесть фраз из доклада, в частности о том, что "коррупция в Москве пронизывает фактически все сферы жизнедеятельности... тлетворный для московских чиновников пример — Юрий Лужков и его жена", "...вместо декларируемого Лужковым социального равенства на практике в жизни москвичей получается чистой воды обман". За шесть фраз из доклада господина Немцова мэр Москвы хочет получить 5 млн руб. (Елена Батурина и "Интеко" просят 200 тыс. руб.). Столько же господин Лужков намерен получить и с газеты "Коммерсантъ", которую привлек в качестве соответчика. От "Ъ" мэр просит опровергнуть мнение господина Немцова относительно своей деятельности: "Я считаю, что Лужков — коррупционер и вор, а я нет!", высказанное оппозиционером в ответ на заявление пресс-секретаря мэра Сергея Цоя, сказавшего "Ъ", что "Лужков — это фигура, а Немцов — ничего". Суд предложил господину Лужкову уточнить, что должен опровергнуть "Ъ", а в части иска к господину Немцову суд предложил обосновать исковые требования. Дело в том, что весь иск мэра и правительства занимает три страницы, при этом они не разъясняют, чем перечисленные сведения порочат их честь и достоинство.
|