Федеральные министерства и ведомства начнут осваивать виртуальное пространство не каждое само по себе, а целенаправленно и по единому алгоритму. Министерство связи и массовых коммуникаций на официальном сайте госзакупок разместило сегодня 12 заказов на сумму более 46 млн рублей, большая часть предназначена для исследовательских работ в интернете.
12 млн ведомство Игоря Щеголева потратит на «исследование основных направлений создания портала Минкомсвязи РФ, подведомственных агентств и службы», 5 млн – на "разработку методики освещения общественно значимых событий в отрасли информационных и коммуникационных технологий и массовых коммуникаций", но самый любопытный лот называется "Исследование основных направлений продвижения интересов федеральных органов исполнительной власти с помощью специализированных социальных сетей".
Начальная цена контракта – 5 млн рублей. В пресс-службе Минкомсвязи «Газете» подтвердили, что их цель – обсуждение деятельности госорганов рядовыми юзерами с чиновниками на тех же "Одноклассниках" или "ВКонтакте".
В Министерстве связи и массовых коммуникаций намерены получить за эти деньги от исследовательских организаций некую программу, при помощи которой чиновники всех органов исполнительной власти могли бы активно выступать на интернет-площадках, участвовать в обсуждении рабочих проблем или ведомственных документов, в общем, разъяснять недоверчивому виртуальному сообществу суть своей деятельности.
Высокопоставленные блогеры
Наиболее активными блогерами из высших чиновников стали губернаторы. В интернете день за днем открываются новые странички глав субъектов. Они уже есть у главы Амурской области Олега Кожемяко, Республики Карелия Сергея Катанандова, президента Удмуртии Александра Волкова, губернаторов Ульяновской области Сергея Морозова и Пензенской области Василия Бочкарева.
Первым из федеральных министров свой блог в интернете открыла министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Первая запись опубликована 24 августа, ее сайт позволяет выкладывать видеообращения и комментировать их. В начале сентября блог открыл и руководитель управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области – главный судебный пристав Московской области Владимир Щепотин. Его первая запись, в честь 1 сентября, посвящена алиментщикам-уклонистам. Cвою страничку в сети завел руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов.
Свои видеоблоги есть и у региональных чиновников – к примеру, у комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге и нотариальной палаты, а также у советника мэра Самары по информполитике, руководителя управления организации дорожного движения департамента городского хозяйства и экологии. Но наиболее опытными блогерами считаются российские политики. Свои странички в «Одноклассниках» и в ЖЖ есть у большинства депутатов Госдумы, среди них первый вице-спикер Олег Морозов и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. А блог спикера Совфеда Сергея Миронова даже победил в конкурсе «Блог рунета – 2009» в номинации «Политический персональный блог».
Госблогер с национальной задачей
«В социальных сетях присутствуют люди, мнение которых нам очень важно. Мы не должны быть глухими к тому, что обсуждается профессионалами в социальных сетях, в блогосфере, на отраслевых форумах. С одной стороны, мы будем впитывать информацию, с другой – сами инициировать обсуждение важных для министерства и отрасли вопросов. Министерство не должно быть пассивным «приемником» информации, оно призвано играть активную роль, предлагая темы для дискуссий, фокусируя внимание блогосферы на тех или иных проблемах», – пояснили «Газете» в пресс-службе.
Сотрудники Минкомсвязи уточняют, что 5 млн рублей пойдут не только на поиск и регистрацию на существующих веб-ресурсах, где обсуждают правительственные инициативы. На эти деньги исследовательские структуры должны подготовить методологию ведения ведомственных блогов. «Если внимательно прочитать название лота, то понятно, что помимо создания программных средств туда входит разработка схемы работы того, что грубо можно назвать «агентурной сетью», для продвижения идей, которые помогут развить национальную отрасль. По нашим данным, многим специалистам очевидна необходимость разработки таких программ и схем взаимодействия органов власти с блогосферой», – утверждают в министерстве.
Подчиненные Игоря Щеголева ссылаются на зарубежный опыт. Скажем, администрация правительства Великобритании недавно выпустила универсальную аналогичную методологию. В ней собраны простые правила для чиновника в виртуале. Например, что блогинг ведется от лица ведомства, а не конкретного сотрудника или что в качестве аватара берется логотип госоргана. Оговаривается количество сообщений в день – от двух до десяти, не чаще, чем раз в полчаса. Описаны разные виды записей в официальном микроблоге, технологии вроде укорачивания ссылок, перепостов, а также указано, как продвигать ведомственный микроблог, кто такие «последователи» и сколько их должно быть.
Правда, в Минкомсвязи пока нечетко представляют, как аналогичные методики заработают в России, как отразится отечественная специфика. Допустим, министру Татьяне Голиковой под ником «Минздравсоцразвития» необходимо обсудить с юзерами реализацию нацпроекта "Здоровье". Ей нужно регистрироваться в сетях и предлагать посты для обсуждения или просто включаться в дискуссии на интересующую тему?
Очевидно, что для выработки алгоритма действий чиновника подробных инструкций писать не обязательно, он сам должен сообразить. Поэтому деятели рунета называют сумму в 5 млн рублей завышенной. «Скорее всего, результатом исследования станет доклад, в котором распишут, на каких сайтах какие поднимаются темы. Дадут рекомендации, как общаться с участниками конкретного форума или блога. Такой доклад можно подготовить в течение пары недель силами нескольких человек, и цена вопроса будет несколько десятков тысяч долларов, а то и меньше», – заявил в интервью «Газете» консультант Фонда эффективной политики, шеф-редактор сайта «Кремль.орг» Павел Данилин. Он отметил, что обновлять данные доклада необходимо как минимум каждые полгода, так как в интернете постоянно появляются новые сообщества, группы, кланы, сайты и т.д. Отследить их с помощью единой поисковой программы невозможно.
Как "постятся" чиновники на Западе
В июле текущего года правительство Великобритании опубликовало памятку, которая определяет правила работы госслужащих в социальной интернет-сети Twitter. Ее автор – глава британского управления по делам бизнеса, инновациям и навыкам Нил Уильямс, специализирующийся на информационных технологиях.
Как пишет Уильямс в своем персональном блоге, он «был удивлен, как много нужно сказать о сервисе Twitter и насколько это важно». Этот мини-блог (сообщения в Twitter могут быть объемом не более 140 знаков) позволяет объединить вокруг себя все структуры правительства и всех пользователей, заинтересованных в их работе, уверяет памятка.
Так, согласно документу, блог позволяет поддерживать более плотный контакт с бизнесменами, посредниками, журналистами и другими важными для правительства пользователями интернета, а также быстро находить и наращивать новые связи. Twitter может улучшить имидж властей Великобритании, поскольку общение в блогах подразумевает свободный стиль и неформальные отношения между пользователями. По мнению автора памятки, этот сервис также позволит правительству оперативно получать экспертные оценки своих действий и корректировать свою политику. Кроме того, власти страны смогут заранее и вовремя оповещать всех желающих о планируемых мероприятиях и рассказывать об их итогах всем заинтересованным лицам.
Уильямс предлагает проводить оценку работы госслужащих в Twitter каждые три месяца: анализировать и отбирать ценные сведения, а также проводить «работу над ошибками». Памятка предупреждает о возможных рисках, связанных с широкой деятельностью чиновников в Twitter: правительство может не оправдать ожиданий пользователей и тем повредить свой имидж, в блоги по ошибке может попадать конфиденциальная или секретная информация, а также правительственные профили в Twitter могут быть взломаны хакерами и подвергнуться «компьютерному вандализму».
Пиар в интернете будет белым
Деятели интернета скептически отнеслись и к другой задаче, поставленной Минкомсвязи, – через объяснения и пропаганду формировать положительный имидж.
Заместитель гендиректора "Рамблер Интернет холдинг" Иван Засурский считает, что в социальных сетях это невозможно, там можно лишь общаться и дискутировать с другими пользователями, защищая свои интересы и внимательно относясь к замечаниям других. «Для органов исполнительной власти социальные сети могут быть интересны с двух сторон. Во-первых, с их помощью можно собирать информацию о мнениях сограждан о предлагаемых инициативах или о работе ведомств. Во-вторых, общаться и защищать свое честное имя. Но делать это должны не только сотрудники пресс-служб, но и все чиновники», – сказал "Газете" Засурский. По его словам, многие чиновники и так зарегистрированы на узкопрофессиональных сайтах, участвуют в дискуссии. Но перед ними нет поставленной задачи, и они просто высказываются на те или иные темы как профессионалы.
С приходом в интренет-простанство министерств и ведомств, предполагает Засурский, все чиновники должны будут уже в постоянном режиме закидывать в блоги волнующие их темы для дискуссий и принимать участие в их обсуждении. Однако, отмечают в пресс-службе Минкомсвязи, после того как программа будет разработана, первыми в онлайн-пространство выйдут сотрудники отделов общественных связей. Хотя сегодня, утверждает Павел Данилин, у большинства федеральных министерств и ведомств нет ни только своей странички в ЖЖ, но даже форума на официальном сайте. «Если посты будут написаны интересно и профессионально, их будут читать тысячи человек. И это очень эффективно. Притом иногда нужно, чтобы министерство высказывало свою позицию открыто под неким официальным ником, а иногда и скрыто. Если информация будет востребована, она может значительно повлиять на имидж госструктур. Но этому нужно учиться», – говорит Данилин.
Также Минкомсвязи разыгрывает 2 млн рублей на «Мониторинг ситуации в отрасли в условиях мирового финансового кризиса» и 12 млн на «исследование основных направлений создания портала Минкомсвязи РФ, подведомственных агентств и службы». На эти деньги министерство одним из первых в России собирается открыть на своем сайте общественную видеоприемную, социальную сеть, колонку видеоновостей, зайти на которую можно будет в том числе и с мобильного телефона. Пока все эти технологии доступны лишь на официальном сайте Кремля
|