Уже несколько дней ветераны 47-го отдельного разведывательного авиаполка военно-воздушных сил в поселке Шаталово Смоленской области проводят митинги протеста -- они недовольны переводом их части в Воронеж. Причина банальна -- на новом месте дислокации не готовы площадки, жилье, вообще вся инфраструктура.
Шаталовский авиаполк, на вооружении которого состоят самолеты Су-24МР и МиГ-25РБ, -- единственный разведывательный на западном направлении. Более того, он градообразующий, и для многих жителей поселка возникла угроза остаться без работы. Власти Смоленской области предложили несколько вариантов сохранения рабочих мест, однако жителей они не устроили. Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев направил официальные письма сразу в несколько федеральных структур с предложениями решить судьбу 5 тыс. жителей поселка.
Одно из писем адресовано Министерству обороны. В нем содержится просьба передать в собственность региона землю и объекты недвижимости в поселке Шаталово. В письме на имя главы МЧС Сергея Шойгу предлагается использовать шаталовский военный аэродром для дислокации базы спасателей -- здесь одна из лучших в стране взлетно-посадочных полос. Минрегиону России, учитывая близость Шаталова к основным железнодорожным и автомобильным магистралям, предложено создать крупный логистический центр. Никаких решений пока не принято.
По плану сначала в Воронеж переедут только военнослужащие, их семьи и гражданский персонал остаются в поселке. И власти думают о подготовке к отопительному сезону в Шаталове -- на случай, если военное ведомство откажется содержать поселковую инфраструктуру. На Министерство обороны смоляне особенно не рассчитывают, хотя бы потому что оно, направив в полк директиву о переводе, своевременно не поставило в известность власти области, которой приходится теперь прилагать нешуточные усилия, чтобы снять социальную напряженность.
Это уже второй серьезный конфликт, связанный с переводом из гарнизона в гарнизон в рамках придания армии и флоту нового облика. Первый случился полгода назад в Иркутском военном авиационном инженерном институте (ИВАИИ). Тогда голодовку (как было объявлено, бессрочную) провели 18 матерей курсантов и вольнонаемных преподавателей института, протестуя против решения Минобороны о переводе учебного заведения также в Воронеж.
Тогдашний губернатор Иркутской области Игорь Есиповский в письме руководству страны просил отменить решение о передислокации ИВАИИ. По его мнению, ликвидация военного учреждения в восточной части страны ослабит не только воинскую инфраструктуру приграничных районов, но и "идет в противоречие с политикой государства, направленной на закрепление населения в Сибири и на Дальнем Востоке". Конфликт завершился тем, что четвертую часть более чем из 4 тыс. курсантов самолетами военно-транспортной авиации перевезли к новому месту учебы в Воронеж. Надо заметить, что в рамках реформы армии вместо 65 военных образовательных учреждений в стране останется десять военных учебных центров.
Как видно, у обоих конфликтов общая причина -- за увлеченностью выполнением грандиозных реформаторских планов забыли о конкретных людях. Часто для разрешения подобных конфликтов приходится вмешиваться высокому начальству. Так случилось, когда с базы ВВС на подмосковном аэродроме Кубинка выживали пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи". И тоже в Воронеж. На аэродроме миллиардер Сулейман Керимов намеревался создать первый в России аэропорт для бизнес-авиации. Но главком ВВС Александр Зелин решил: военный аэродром останется в составе ВВС.
Много шума было и по поводу переезда Главного штаба Военно-морского флота из Москвы в Санкт-Петербург. Переезд был приостановлен «из-за отсутствия необходимых средств и нежелания многих адмиралов» отправляться в северную столицу. Управление 106-й бригады кораблей охраны водного района Каспийской флотилии переведено, и тоже не безболезненно, из Махачкалы в Каспийск. А предстоит еще сокращение почти в два раза количества арсеналов и складов вооружения, включая ракеты и тяжелую боевую технику, передислокация на большие расстояния значительных объемов материальных средств.
Только в сухопутных войсках планируется расформировать 23 общевойсковые дивизии и 12 общевойсковых бригад, сформировав на их основе 39 общевойсковых бригад постоянной боевой готовности. В ВВС намечено сформировать 55 авиационных баз различных категорий на основе расформированных авиационных дивизий и полков. Из войск планировалось изъять более 30 тыс. вагонов с ракетным вооружением, устаревшей боевой техникой и боеприпасами.
Безусловно, на первом плане должна стоять обороноспособность страны. Естественно, для ее обеспечения возможна передислокация частей и соединений. Но вышеупомянутые конфликты говорят о неполной продуманности такого рода передислокаций, когда Минобороны ограничивается лишь спущенной вниз директивой. И страшно представить, что будет, если половина или хотя бы треть запланированных передислокаций и переводов будет сопровождаться гарнизонными «бунтами».
|