В отличие от иностранных торговцев с "Черкизона", которые в большинстве своем благополучно мигрировали на другие рынки столицы, его российские обитатели оказались у разбитого корыта. Отчаявшись добиться правды с помощью писем во власть и обивания чиновных порогов, отечественные торговцы решили объединиться - в четверг было объявлено о создании гильдии предпринимателей и производителей "Деловые люди". По мнению инициативной группы, гражданский протест - единственный способ громко рассказать о том, что, зачищая "гнездо контрафакта и антисанитарии", власть попутно уничтожает своих деловых людей - тот самый отечественный средний класс, который только-только вырос из клетчатых баулов Черкизовского.
Всплеск гражданской активности аполитичных торговцев объясним: за два месяца, прошедших с момента закрытия рынка, ни одна из ветвей власти не снизошла до полноценного разговора с ними.
- В мэрии Москвы нас просто посылают куда подальше, - жалуется член инициативной группы работников Черкизовского рынка Иван Побетов.
- В администрации президента ведут психотерапевтические беседы "а-ля доктор Курпатов", - говорит Иван Побетов. - На коллективные письма (под одним из них поставили подписи более 3 тысяч человек) отделываются отписками. Между тем мы представляем миллионы людей, имевших единственный источник дохода и потерявших его с закрытием рынка, а в условиях кризиса лишенных возможности хоть чем-то его компенсировать. Что такое был "Черкизон?" 50 тысяч торговых мест - это больше, чем на всех рынках Москвы, включая продуктовые. Там работали от 150 до 200 тысяч человек. Конечно, весомую долю составляли мигранты, но в последние годы все большую часть -именно российские предприниматели и производители. На этой территории завязывались товарные и хозяйственные связи по всей стране. Благодаря высокой концентрации создавалась конкурентная среда, что обеспечивало низкие цены. Поймите: рентабельность российского товара - максимум 5-10% (в отличие от китайского, тем более контрафактного, где накрутки могут доходить до 100%). При такой небольшой норме прибыли можно было существовать только при условии очень быстрой оборачиваемости капитала и широкой сети связей с регионами. Как это и было на Черкизовском.
- У меня даже не малый - микробизнес, - Наталья Александрова, одна из инициаторов создания организации, рассказывает свою историю. - На предприятии работает всего 10 человек, включая всю мою семью. Начинали с торговли клетчатыми баулами, потом купили с мужем 5 швейных машинок и стали шить эти баулы сами. И уже 6 лет мы шьем костюмы, которые люди с удовольствием покупают, потому что их цена сильно отличается от цены тех, что продаются в торговых комплексах, куда нас правительство Москвы так настойчиво приглашает. Мы никогда не претендовали на социальные льготы, содержали и себя, и еще 10 швей вместе с их семьями. Теперь меня лишили рынка сбыта. Я не знаю, куда мне идти со своим товаром.
- У меня фабрика в Краснодаре, где работали 50 человек. Осталось 15, - поддержала ее Ольга Косец, избранная председателем гильдии. - Я вынуждена увольнять людей, поскольку не в состоянии обеспечить их работой. Лично я знаю примерно 600 человек, имеющих аналогичные производства в Краснодарском крае. Затронуты Нижегородская, Брянская, Тверская, Тульская, Костромская области - 90% малых швейных цехов работали на Черкизовский. Множество изделий, продававшихся там, имело легальный статус, они награждались на российских и международных выставках сертификатами качества. Да, если нужно закрывать рынок - закрывайте. Но делайте это постепенно, с созданием альтернативных оптовых центров. А пока мы предлагаем открыть хотя бы 20% территории Черкизовского рынка - в частности, комплекс "Новый АСТ" и комплекс СДЛ. Они в отличном состоянии, в 2005 году была проведена их реконструкция. Мы не можем ждать переноса торговой площадки - люди не знают, куда девать товар и как расплатиться с кредитами.
Почему "Черкизон" так дорог отечественным коммерсантам, объясняется просто: ни один из предложенных властями Москвы вариантов других рынков им просто не по карману.
- Что нам предлагают? Рынок "Лужники": палатка два на два метра, утром поставь - вечером собери, товар лежит на земле, сверху капает дождик, полная антисанитария... На Черкизовском такого себе представить было невозможно, - рассказала Наталья Александрова. - Рекомендуют еще войти в торговые сети типа "Ашана" - заплатить вступительный взнос 1 млн рублей и согласиться на кабальные условия договоров (не продавать товар никому другому, получить деньги только через 3 месяца и забрать непроданные остатки товара). Еще вариант - торговый дом "Москва" в Люблине. В администрации заявляют, что торговых мест нет. У маклеров аренда стоит 750 тысяч рублей в месяц - "входные" надо заплатить за два месяца. То есть я должна сразу отстегнуть полтора миллиона. И задрать цены так, что костюмы мои никто не купит. На это соглашаются в истерике те, кто "сливает" товар, чтобы выйти из бизнеса - встать, наторговать хотя бы на что-нибудь, чтобы не выбрасывать. Как это делают китайцы, которые распродадут все и уедут к себе домой. А нам ехать некуда - мы уже дома... Или где?
|