Обсуждение бюджета 2010 г. показало, что в России есть два национальных достояния — газ и водка. Именно производителям этих двух товаров удалось ускользнуть от неизбежного, казалось бы, повышения налогов.
В поисках скрытых резервов, которые помогли бы заткнуть огромную дыру в бюджете следующего года (дефицит — 3,2 трлн руб.), Минфин в первую очередь рассматривал повышение налогов для газовой отрасли. Понятно почему: ставка налога на добычу газа не повышалась с 2006 г., хотя изначально была занижена по сравнению с нефтяным НДПИ в 13 раз в пересчете на тонну нефтяного эквивалента. Пошлина на экспорт газа тоже сильно отстает от нефтяной. Минфин три года подряд пытается повысить налоги на газ, но тщетно: каждый раз у газовой отрасли находятся железные аргументы и высокие покровители, которым невозможно противостоять.
Вроде бы кризис должен был наконец уравнять налогоплательщиков перед лицом бюджетного дефицита. Но история с налогами «Газпрома» опять повторилась. При расчете бюджета 2010 г. Минфин заложил дополнительные доходы от повышения экспортной пошлины на газ с 30% до 35% на 53 млрд руб. Рост НДПИ на газ со 147 до 162 руб. за 1000 куб. м должен был принести казне еще 7,1 млрд руб. Но перед самым утверждением основных параметров бюджета «Газпром» предложил правительству нестандартное решение: внести искомые 60 млрд руб., но не за счет повышения налогов, а за счет «других источников».
«Ведомости» выяснили, что речь идет об уточнении прогнозов нефтяных цен по сравнению с официальным прогнозом (по мнению «Газпрома», цены будут выше, а значит, и доходы от экспорта газа будут больше) и ожиданиях дополнительных объемов экспорта в дальнее зарубежье. И правительство с этим предложением согласилось.
Иными словами, вместо понятного и прозрачного повышения налогов для одной из самых прибыльных отраслей (только «Газпром» по итогам прошлого года получил почти $30 млрд чистой прибыли) правительство согласилось на схему, в которой дополнительные доходы бюджета базируются исключительно на неких ожиданиях. Причем многие из этих допущений могут и не сбыться — например, если исход переговоров с европейскими покупателями газа не будет успешным, — не говоря уже о том, что цены на нефть далеко не всегда соответствуют пожеланиям «Газпрома».
Не менее сложная схема позволила избежать повышения акцизов производителям водки. Предварительный вариант бюджета на 2010 г. предусматривал увеличение акцизов на алкоголь на 30%. Но премьер Путин это предложение отверг, услышав, что, по расчетам производителей, цена стандартной пол-литровой бутылки водки из-за повышения акциза вырастет с 90 руб. до 110-120 руб. и увеличится ее нелегальный оборот (который сейчас, по экспертным оценкам, достигает 46% от объема потребления).
Вместо повышения акцизов правительство будет бороться с теневым оборотом алкоголя, улучшая собираемость налогов. Сейчас акциз на спирт для производства ликероводочной продукции платится в два приема. Часть платит спиртзавод, а часть — ликероводочный завод при отгрузке своей продукции. По новой схеме 100% акциза будет платить покупатель спирта. Причем завод должен будет заранее заявить объем производства водки и получить у чиновников квоту. Схема создает новую почву для коррупции, но нелегальному обороту алкоголя не помешает: можно декларировать спирт будто бы для производства слабоалкогольных напитков (акциз ниже) или медицинских препаратов, парфюмерии и бытовой химии (вообще не облагаются), а потом делать из него водку.
Что заставляет правительство придумывать странные схемы вместо прямого повышения налогов для вполне состоятельных отраслей? Почему доходы, которые «Газпром» собирается извлечь благодаря наращиванию экспорта газа, а правительство — выведя алкоголь из теневого оборота, должны стать заменой повышению налогов, а не дополнительными поступлениями в казну? Трудно поверить, что бюджет в них сейчас не нуждается.
|