О том, как вольно сейчас трактуют историю на Украине, видно не только по голодомору. Ведь, кроме жертв, независимой республике «треба» еще и герои. И их находят не только среди привычных персонажей (например, полтавский предатель Мазепа), но и в совершенно неожиданных местах. В частности, на палубе знаменитого броненосца «Потемкин». Как установили киевские историки, памятное восстание 1905 года было национально-освободительным. И замутили его... да-да, именно украинские матросы. К такому выводу пришел Данило Кулиняк, опубликовавший в вестнике «Вiйсько України» свою статью «Неизвестный «Потемкин»... Согласно умозаключениям автора, те 11 суток, которые бронированный бунтарь бороздил по морю вне российской эскадры, он провел под малиновым казацким стягом. А личный состав - матросы, мичманы и унтер-офицеры - были поголовно украинцами, которые упоенно зачитывались «Кобзарем» Тараса Шевченко и мечтали о свержении царского режима. «Броненосец «Потемкин» вполне можно назвать плавучей казацкой республикой, свободной от российского царизма, кораблем украинской революции на Черном море, - пишет Кулиняк. - Восстание на броненосце было одним из самых ярких событий 1905 года в империи, ее апофеозом. Но если учесть, что весь Черноморский флот состоял преимущественно из украинцев, то оно имело четко выраженный национально-освободительный характер и стало проявлением казацкого вольнолюбивого менталитета». Естественно, оппонентов Данилы Кулиняка полно даже на Украине - уж слишком вольготно переписывается история под чью-то дудку. «Всем известно, что над «Потемкиным» подняли именно красный флаг, а не малиновый! Ну, разве кто-то страдает политическим дальтонизмом, - объясняет историк и экс-депутат Верховной Рады Сергей Гмыря. - Многие моряки Черноморского флота действительно были украинцами, но они находились под влиянием социал-демократов России. А революционные настроения возникли на борту «Потемкина» - так же, как и на других судах, из-за нечеловеческих условий, в которых приходилось служить людям»... Настораживают попытки приписать революцию конкретно кому-либо. Все-таки за добрую сотню лет пора уже привыкнуть к тому, что она у нас общая. И для русских, и для украинцев, и даже для прибалтов.
|