За неделю дней до очередного саммита Шанхайской организации сотрудничества, который состоится 15--16 июня в Екатеринбурге, на границе между Узбекистаном и Киргизией, государствами -- членами ШОС, начинают интенсивно рыть окопы. Как сообщила вчера узбекская служба радио «Свобода», на границе Киргизии и Андижанской области Узбекистана по указанию узбекских властей экскаваторы начали рыть траншеи глубиной и шириной три метра. Вчера эту информацию со ссылкой на пограничную службу Киргизии подтвердило киргизское информагентство «24.kg»: «Узбекистан без уведомлений и согласований с киргизской стороной начал в одностороннем порядке возводить на государственной границе оградительные сооружения».
По сообщениям очевидцев, на которых ссылается радио «Свобода», строительством фортификационных сооружений на киргизско-узбекской границе руководят не узбекские пограничники, а чиновники областной андижанской администрации. По неподтвержденным данным, рвами будет окопана вся линия Андижанской области, граничащая с Киргизией. Целью мероприятия является перекрытие путей незаконного перехода границы. Поводом к решительным действиям узбекских властей стали события, происшедшие в ночь на 26 мая в узбекском Ханабаде вблизи границы с Киргизией. Тогда неизвестные, по утверждению узбекских властей, проникли с киргизской территории и напали на блокпост милиции.
Бишкек отверг эти обвинения. Вчера погранслужба Киргизии обвинила узбекскую сторону в нарушении двусторонних договоренностей, согласно которым «до завершения делимитации и демаркации киргизско-узбекских границ ни одна из сторон не имеет права предпринимать какие-либо действия, в том числе строительные или оградительные».
Профилактические мероприятия с целью исключить возможность появления боевиков начались и в узбекской столице. Центральноазиатский интернет-ресурс «Голос Свободы» 8 июня сообщил о начале обысков и проверок в ташкентских домах и квартирах. Как сообщают жители, подвергшиеся этим упредительным мерам, работники прокуратуры и МВД Узбекистана подозревают, что в обыскиваемых домах могут укрываться лица, причастные к событиям 26 мая. Ищут также тех, кто ранее мог скрываться в Афганистане или Таджикистане.
Узбекские силовики дают понять, что их интересуют боевики «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ), которые могли проникнуть в Узбекистан из восточных районов Таджикистана. Там, в Каратегинской долине республики, по сведениям различных источников, боевики ИДУ могли оказаться вместе с известным полевым командиром бывшей вооруженной таджикской оппозиции Абдулло Рахимовым, известным по прозвищу Мулло Абдулло.
Появление Абдулло, недавно разменявшему седьмой десяток лет, в Тавильдаре, одном из районов Каратегинской долины, стало неприятным сюрпризом для таджикских властей. Жесткий противник мирного соглашения 1997 года между правительством Таджикистана и оппозицией, положившего конец многолетней гражданской войне в этой стране, Абдулло в конце 1990-х годов обрел убежище в рядах Северного альянса Афганистана, возглавлявшегося легендарным моджахедом, афганским таджиком Ахмад Шахом Масудом. Сам по себе опальный боевик, вернувшись на родину, вряд ли представлял опасность для Душанбе. Однако вокруг него в Тавильдаре начали собираться десятки бывших соратников по оппозиции, которые чувствовали себя спокойнее подальше от столицы.
Руководство Таджикистана, в последнее время обеспокоенное нарастанием недовольства в стране в связи с резким падением уровня жизни и массовой безработицей, попыталось мирно уговорить Абдулло вернуться назад в Афганистан. Посредником на переговорах выступал бывший главнокомандующий вооруженной оппозицией, а затем глава МЧС (теперь тоже бывший) республики Мирзо Джиеев, пользующийся популярностью в Тавильдаре. Эти попытки окончились неудачей, и власти начали готовиться к силовому решению проблемы. На восток республики были переброшены подразделения спецназа, дороги на Тавильдару перекрылись блокпостами, при этом публично эти меры подавались как подготовка к обычным учениям.
Очевидно, власти Таджикистана не хотели беспокоить своих граждан из-за появления новых возможных очагов сопротивления режиму Эмомали Рахмона. И тем не менее на прошлой неделе не удалось избежать вооруженных стычек на востоке Таджикистана между правительственными силами и боевиками бывшей оппозиции. По сведениям информированных источников, с обеих сторон есть жертвы.
|