Если обстоятельно полистать страницы истории, то без труда можно установить, что предательство – вечный спутник человеческих отношений. Помните, в центре ада Данте поместил Иуду – его, в виде своеобразной «привилегии», терзал клыками сам Сатана. Это понятно, ведь Иуда предал не кого-нибудь, а Бога и Спасителя. Хотя он раскаялся и повесился на осине – по русским легендам, по европейским – на бузине, хотя ни та, ни другая в Палестине не растут. Его имя стало синонимом предательства. Сегодня у Иуды появилось немало адвокатов, утверждающих, что его поступок был одобрен самим Христом, но Евангелие говорит об этом иначе: «…вошел в него Сатана».
Густав Олаф фон Седерстрьом. «Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы»
Одни предавали ради денег, другие – чтобы ощутить себя хозяином жизни и смерти жалких людишек, копошащихся под ногами. Всегда, во все времена и у всех народов предательство считалось одним из тяжких преступлений.
В свое время гетман Иван Мазепа был предан анафеме как предатель интересов русского и украинского народов, объявлен вместилищем всех человеческих пороков.
И ЛЬСТИЛ, И УНИЖАЛСЯ
Славят предателя субъекты вполне определенного сорта. В конце XIX века Мазепу поднимали на щит окопавшиеся в Австро-Венгрии «украинствующие» – галицийские ультранационалисты. А в ХХ веке он стал знаменем всех русофобов как на территории самой Украины, так и в украинской диаспоре.
Малоизвестный факт: настоящая фамилия рода Мазепы – Колединские, они литовские поляки. Предки гетмана получили землю в XVI веке в районе Белой Церкви от польского короля. Мазепа – это прозвище, данное предку гетмана на Белоцерковщине Мыколе Колединському, который получил в 1572 году «привілей» короля Жигмонта II Авґуста хутор Каменец (получивший позднее название Мазепинцы, в пойме реке Рось.– Прим. авт.), на данном праве «з обязательным отбыванием службы военной при пану старосте Белоцерковском или его намеснике». И настоящее имя предателя – Ян, а не Иван. Родился, что правдоподобно, 20 марта 1639 года на хуторе Каменец.
Множество историков посвятили свои работы изучению личности гетмана и среди них Николай Костомаров. Работы его современными исследователями признаны устаревшими и зачастую изобилующими неточностями, но с оценкой, которую Николай Иванович дал в своей книге «Мазепа» (1882 г.), трудно не согласиться: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался». Величайший благодетель – это, понятно, царь Петр I. К его отношениям с Мазепой мы еще вернемся.
В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Поделом! КАК ЭТО БЫЛО
Интересно, однако, что само действо по преданию анафеме почти не освещено. Наиболее полное его изложение мы находим в книге Георгия Кониского «Исторія Русовъ, или Малой Россіи» (М., 1846). Ниже все данные приводятся по этой интереснейшей книге.
История Мазепы – это перманентный путь предательства. Жажда власти делала свое дело.
В 1687 году Россия предпринимает решительный поход против Крыма. «Главным военачальником был определен князь Василий Голицын, любимец царевны Софьи Алексеевны, принявшей в это время кормило правления в свои руки. 120,000 великороссиян и 60,000 козаков подъ началом гетмана Самойловича».
Военный поход провалился, поскольку татары выжгли перед наступающими всю степь, лишив тем самым лошадей и скот кормов. В результате Голицын и Самойлович потеряли всех лошадей и скот, а также много людей от голода и жажды.
По доносу, организованному генеральным есаулом Иваном Степановичем Мазепой, в провале военной кампании обвинили Самойловича, которого с младшим сыном Яковом схватили ночью в местечке Коломак, в церкви, и отправили в Сибирь.
А другим двум сыновьям полковникам Стародубскому и Нежинскому Семену и Григорию были отрублены головы в Путивле. А ведь Мазепа был воспитателем детей Самойловича, к тому же «был его любимецем, облагодетельствованный им».
Главной причиной несчастья Самойловича был генеральный есаул Иван Мазепа, который всеми способами стремился стать гетманом и для этого использовал все доступные и недоступные способы: подкуп казацкой старшины и российского министра. Таким образом в результате переворота Мазепа устранил главного покровителя и добродетеля.
25 июля 1687 года на реке Коломане собралась Рада, на которой «вольными голосами малороссийских козаков и генеральской старшины» был выбран гетманом Мазепа. Его избранию сильно способствовал Василий Голицын. Иван Степанович немедленно отблагодарил князя, дав ему 10 тысяч рублей, изъятых у Самойловича.
Очищая путь к измене, Мазепа удалял и истреблял тех, кто мог бы воспрепятствовать ему; поэтому отправил он в 1706 г. вопреки всем воинским правилам Миклашевского в Несвиж, а Мировича, полковника Переяславського – в Ляховичи, приказывая сражаться им с целыми корпусами шведов и поляков: первый из них был убит, а последний взят в плен и отослан в Стокгольм, где и умер.
Вот что пишет Г. Кониский: «Государь въ НоябрЂ мЂсяцЂ того же 1708 года, собравъ въ городъ Глуховъ Чиновъ и Козаковъ Малоросійскихъ, которые въ разсужденіи военныхъ замЂшательствъ собраться только могли, велЂлъ имъ произвесть выборъ на Гетмана вольными голосами и по ихъ правамъ и заведеніямъ.
Чины и Козаки объявили на то Государю, что они не иначе должны приступить къ выбору Гетмана, какъ подписавши первЂе приговоръ отъ лица всея націи, что выборъ тоть производится съ утвержденіемъ Гетману всЂхъ правъ его, преимуществъ и прерогативъ, вольность народа и права его обезпечивающихъ, и просили при томъ Государя завЂрить ихъ о томъ своею грамотою.
Государь увЂрилъ собраніе клятвенно, что онъ всЂ права Гетманскія, войсковыя и народныя и бывшія на то договорныя статьи, подтвердитъ непремЂнно, по прошествіи нынЂшнихъ военныхъ замЂшательствъ и неудобствъ.
По чему, въ присутствіи Государя и его Министровъ, 7 Ноября, выбрали въ Гетманы Полковника Стародубскаго, бывшаго послЂ Маклашевскаго, Ивана Ильича Скоропадскаго, который тогда же отъ Государя и утвержденъ, и ему вручены клейноды войсковые и національные, Гетманское достоинство значущіе, т. е., булава, бунчукъ и печать, а отъ Государя особенно пожаловано знамя Государственное, изображающее двуглаваго орла съ регаліями Царственными.
По окончаніи краткихъ торжествъ выбора и утвержденія Гетманскаго, открылось тамъ же, въ ГлуховЂ, новое явленіе, до того еще въ Малоросіи не бывалое, явленіе страшное, названное сопутницею МазепЂ въ адъ.
Многочисленное духовенство Малоросійское и, ближайшее къ граяицамъ здЂшнимъ, Великоросійское, нарочито собранное въ Глуховъ, подъ начальствомъ и инспекторствомъ извЂстнаго Епископа, Феофана Прокоповича, и составившее, изъ себя, такъ названный, помЂстный соборъ, въ 9-й день того жь Ноября, предало Мазепу вЂчному проклятію или ана?емЂ.
Мрачное торжество сіе совершалось въ каменной Николаевской церкви, въ присутствіи Государя и при многочисленномъ собраніи чиновниковъ и народа. Духовенство и клирики были въ черномъ одЂяніи, и всЂ со свЂщами чернаго цвЂту. Портреть Мазепы, висЂвшій до того среди города на шибеницЂ, влеченъ былъ по городу палачами и втянутъ внутрь церкви.
Духовенство, окружа его, прочитывало и воспЂвало нЂкоторые псалмы изъ Священнаго Писанія, потомъ, провозгласивь и нЂсколько повторивъ: «Да будетъ такой-то Мазепа проклятъ!» оборотило на портреть его возженныя свЂчи, а клирики, повторяя то же самое пЂніемъ, оборачивали и они свЂчи свои ничкомъ.
Начальствующій Епископъ ударилъ при томъ концемъ жезла своего въ грудь портрета, со изреченіемъ: «Ана?ема!». И тогда повлекли обратно портретъ изъ церкви и пЂли сей стихъ церковный: «Днесь Іуда оставляеть учителя и пріемлеть діавола,» и тЂмъ обрядъ тоть кончился».
Здесь же в Глухове состоялось добровольное возвращение некоторых малороcсийских старшин от Мазепы и принятие их Петром I, предоставившим им прежние места и должности: Апостола, Сулимы, Горленка, Максимовича, Ломиковскаго, Гамалии, Кандыбы, Бутовича и прочих, и предание страшной пытке и казням в местечке Лебедин (ныне Сумской области) тех, кто подозревался в усердии к Мазепе и кои не явились на выбор гетмана.
КОНЕЦ БЕССЛАВНОЙ ЖИЗНИ
Как утверждают некоторые исследователи, предание анафеме Мазепы наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. После Полтавской битвы Иван Мазепа с трудом избежал плена (Петр I cобирался посадить его на кол), вместе с королем Карлом укрылся в Бендерах, но прожил недолго. Иван Мазепа скончался 22 августа 1709 года. Его похоронили в селе Варница, которое сегодня является одним из районов города Бендеры, но затем гроб выкопали и отправили в Яссы.
Итак, престарелый гетман умер в безвестности. Но вскоре рождаются мифы о величайшем злодее и беззаветном украинском патриоте, который вместе с лучшими представителями цивилизованной Европы боролся против агрессии Москвы. Но как известно, нигде не упоминается, что Мазепа был 20 лет на службе у Петра I.
Ни до него, ни после никто не занимал этот пост так долго. Как удалось ему столько лет удерживать булаву? Ключевую роль сыграл 1689-й, когда царевну Софью и ее фаворита Василия Голицына отстранили от власти и Петр I фактически стал единовластным государем. Мазепа вовремя сориентировался и отправился в Троице-Сергиеву лавру к царю Петру, который тоже не устоял перед чарами малороссийского гетмана. Когда вопрос власти был решен в пользу будущего императора Петра Великого, Мазепа, чтобы окончательно откреститься от Голицына, подал царю челобитную, где написал, что во время отрешения от власти Самойловича Голицын содрал с его преемника громадную взятку.
Кто же был Иван Мазепа? «Покоевым шляхтичем» польского короля Яна-Казимира – раз. Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, – два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы, – три. Гетманом Войска запорожского его царского величества – четыре. Доносчиком на Палия, что тот сносится с панами Любомирскими и хочет поступить на службу к шведскому королю Карлу XII, – пять. Союзником короля Швеции Карла XII, врага его царского величества, – шесть. Перед нами интриган, а не герой.
«За веру и верность» – это девиз ордена Святого апостола Андрея Первозванного, высшей награды Российской империи с 1698 по 1917 год.
8 февраля 1700 года Мазепа вторым после Ф. А. Головина во время поездки в Москву получил лично от Петра только что учрежденный орден Андрея Первозванного, опередив таким образом в списке кавалеров этой самой почетной награды России даже самого царя и А. Д. Меншикова. В указе было сказано: «За многие его в воинских трудах знатные и усердно радетельные верные службы... чрез 13 лет». Награды и милости только этим не ограничились.
А сам царь надел Андреевскую ленту лишь в 1703-м, после того как под его командованием были взяты в плен два шведских боевых корабля в устье реки Невы. В списке кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного Петр I значился только под шестым номером.
ПРЕДАВАЛ ВСЕХ, КОМУ СЛУЖИЛ И ПРИСЯГАЛ
Как видим, Иван Мазепа был награжден за верность царю и Российскому государству. Однако мы не можем забыть о наемных сердюцких полках, которые по приказу Мазепы жестоко подавляли наименьшие проявления недовольства украинского народа. И конечно, уж никак нельзя обойти факт образования при Мазепе прослойки «гетманских дворян» – привилегированной группы из верхушки зажиточного казачества, куда попадали не благодаря умственным или другим способностям, а исходя из веса кошелька. А мог ли поступать иначе один из крупнейших феодалов-землевладельцев, который еще недавно был средним украинским шляхтичем? Стоит напомнить, что фастовского полковника Семена Палия Мазепа обвинил в измене царю и последний отправил народного героя в сибирскую ссылку. Только после того как Мазепа оказался в лагере Карла XII, Петр вернул Палия из Сибири на Украину и он принял участие в Полтавской битве, вскоре после которой и умер.
Ни один историк, упоминавший Мазепу в своих трудах как до, так и после Г. Кониского, не отозвался о нем положительно. А ведь реально гетман Мазепа прославился в основном интригами в борьбе за власть, не гнушаясь ничем: ни предательствами, ни убийствами, ни доносами. Причем предал всех, кому он служил и присягал на верность.
В древности все народы относились к предателям одинаково: их тут же убивали. Даже если это были царские дочери, которые из-за любви к неприятельскому вождю ночью тайком открывали для его войска ворота города. Мудрость древних заключалась в следующем: «Предавший раз, предаст снова».
Можно привести еще множество примеров, но сегодня мы должны понять, что личные симпатии отдельных политиков, пусть даже и высокопоставленных, к тем или иным историческим персонажам должны служить не руководством к действию, а скорее предостережением, что нельзя перелицовывать историю в угоду собственным амбициям и интересам. К сожалению, этого на Украине не случилось. Поэтому верно замечание историка Ксении Мяло: «Прославление сегодня на Украине Мазепы объясняется не только его союзом с геополитическим противником России Карлом ХII, но и апофеозом в период гетманства «латино-могилянской школы».
Сегодня можно утверждать, что отсутствие именно подлинно украинского проекта обеспечило полное господство галицийских идей на мировоззренческом и информационном поле Украины, а это значит переписывание истории под углом зрения многовековой борьбы Украины с имперской угнетательницей Россией.
Мазепинщина как историческая идеология ныне преподается в школах, но при этом никто не говорит, что в свое время из 16 епископов, анафематствовавших Мазепу, 14 были малороссами.
И еще момент. После разгрома фашизма предатели понесли заслуженную кару. Вот, например, маршал Филипп Петен – герой Первой мировой войны. В 83 года он стал командующим французской армией и в 1940 году предал и армию, и свою страну. После немецкого вторжения он заключил с захватчиками мир и создал на юге Франции дружественное немцам «правительство Виши». Именем Петена нацисты казнили французских патриотов, отправляли евреев в лагеря смерти, вывозили в Германию богатства страны. Хотя суд над ним завершился смертным приговором, его героическое прошлое было учтено и генералом де Голлем смерть была заменена на пожизненное заключение. Он умер в 1951 году, не дожив пяти лет до столетия.
Свои петены во время оккупации появились во многих странах Европы, но нарицательным стало имя только одного из них – норвежца Видкуна Квислинга. Родившийся в 1887 году в семье сельского пастора, норвежский политик не имел престижа Петена и с начала тридцатых годов был известен своими симпатиями к нацистам. Когда он стал человеком Германии в Осло, король Хокон находился в Лондоне, где норвежское правительство в изгнании представляло в глазах союзников «истинную Норвегию» и придавало законность национальным движениям сопротивления, сражавшимся против немцев на родине. Норвежцы дружно ненавидели Квислинга как прислужника нацистов, и в 1945 году он был повешен по приговору суда.
Предательство народ не прощает.
ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ
К сожалению, новые шаги украинская власть предпринимает и на пути личного прославления Яна Калединского (Мазепы). Указом Виктора Ющенко № 189/2009 от 26 марта 2009 г. учреждено «отличие» президента Украины – крест Ивана Мазепы. Оно установлено, как говорится в указе, «для отмечания граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности».
Слова красивые, но нетрудно предположить, за какие дела власть будет осчастливливать духовных наследников Мазепы этим «отличием» президента.
А тем временем Украина и Россия готовятся отмечать 300-летие Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (по новому стилю – 8 июля) 1709 года.
Для некоторых украинцев 300-летие Полтавской битвы может стать поводом для осмысления собственной истории и оценки таких фигур, как гетман Иван Мазепа прежде всего, который погряз в интригах и предательстве и в конце концов бесславно закончил свой жизненный путь в Бендерах.
Напомню слова древнегреческого философа Демокрита, который говорил, что при оценке выдающихся личностей «нужно говорить правду», а не «создавать какой-то поэтический миф».
|