Глава МВД России Рашид Нургалиев вчера назначил временно исполняющим обязанности начальника столичного ГУВД генерал-майора милиции Александра Иванова. Прежний руководитель московской милиции Владимир Пронин днем ранее был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Поводом для такого решения стала трагедия, происшедшая в ночь на понедельник на юге Москвы, где один из подчиненных г-на Пронина -- начальник ОВД «Царицыно» майор Денис Евсюков -- расстрелял девять человек в супермаркете.
Назначение г-на Иванова врио начальника ГУВД -- вопрос сугубо технический. До этого он занимал должность первого замначальника «главка» -- начальника службы криминальной милиции и по штатному расписанию должен исполнять обязанности руководителя в отсутствие «первого лица». Удастся ли ему стать «полноценным» шефом московской милиции, пока неясно.
С одной стороны, известно, что мэр Москвы Юрий Лужков очень ревностно относится к назначениям в «силовом блоке» города. Достаточно вспомнить, что перед тем, как в 2001 году на должность начальника ГУВД Москвы был назначен г-н Пронин, у ведомства не было полноценного руководителя в течение полутора лет.
В конце 1999 года, когда был снят с должности прежний глава ГУВД Москвы Николай Куликов, вокруг кандидатуры нового начальника между федеральной властью и мэрией возник серьезный конфликт. Тогда мэр Лужков долгое время не давал своего согласия на назначение на эту должность Виктора Швидкина, выдвинутого руководством МВД, и тот до лета 2001 года возглавлял московскую милицию с той же приставкой «врио». Конфликт был исчерпан лишь после того, как федеральные и городские власти договорились о новой кандидатуре в лице г-на Пронина.
Сейчас, правда, ситуация несколько изменилась. Из-за внесенных в 2006 году поправок в закон «О милиции» теперь для утверждения руководителя региональных ГУВД федеральным властям не нужно согласования его кандидатуры, как раньше. Однако несогласованное решение, очевидно, может осложнить отношения между Кремлем и мэрией.
Устроит ли г-н Иванов обе стороны или будут рассматриваться иные кандидатуры, пока неизвестно. Стоит отметить, что г-н Лужков оказался единственным политиком, кто выразил сожаление в связи с отставкой Владимира Пронина, заявив, что тот был «эффективным начальником и боевым генералом». Исходя из этого можно предположить, что к кандидатуре нового начальника ГУВД он подойдет с особой тщательностью.
59-летний Александр Иванов пришел на службу в органы внутренних дел в 1976 году. Начинал со старшего инспектора отдела уголовного розыска Бабушкинского РУВД Москвы. В 1977 году он был назначен заместителем начальника по уголовному розыску 61-го отделения милиции, в 1981-м -- начальником угрозыска Бабушкинского РУВД. В 1992 году Александра Иванова утвердили в должности первого замначальника УВД СВАО Москвы, а с 2001 года, как раз тогда, когда столичное ГУВД возглавил Владимир Пронин, он занял пост его первого заместителя -- начальника криминальной милиции.
Уже недавно, кстати, г-н Иванов отметился в скандале с преследованием «несогласных». В январе 2009 года сообщалось, что именно он направил руководству Высшей школы экономики письмо, в котором рекомендовалось отчислить из вуза как «неблагонадежных» тех студентов, которые были задержаны во время одного из «маршей несогласных». Генерал в том письме заявил, что «проведение несанкционированных массовых акций является одним из видов экстремистской деятельности, имеет высокую степень общественной опасности и требует от правоохранительных органов адекватных мер реагирования». В связи с этим он попросил руководство вуза «рассмотреть вопрос об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и целесообразности дальнейшего обучения указанных лиц». Руководство вуза на это ответило возмущенным отказом. Пресс-секретарь ректора Ольга Колесникова заявила тогда, что вуз не собирается никого выгонять. «Еще большой вопрос, как их задерживали. Мы знаем, как работают наши внутренние органы. Еще хорошо, что наши ребята живы остались. Известно, что одна студентка просто стояла у филармонии и ждала подругу, -- сказала г-жа Колесникова. -- Мы можем отчислить студентов, если они двоечники. А если они хорошо учатся, с какой стати нам их отчислять?»
|