Напомним вкратце. Две недели назад в редакцию «Новой газеты» пришел очень молодой человек, который представился Дмитрием Крестовским — посредником на рынке черного пиара. Он сообщил, что его бюджет составляет 3—4 миллиона рублей в месяц и что он размещает заказные материалы в крупнейших российских газетах, как деловых, так и популярных; мало того — в некоторых газетах он ухитрился «скорректировать» редакционную политику. В качестве своего рекомендателя он назвал известного журналиста, который, увы, в телефонном разговоре подтвердил, что сотрудничал с господином Крестовским. Нам посредник представил список из 13 самых популярных журналистов и авторов «Новой газеты» и «тезисы» их будущих публикаций.
Собственно, все это вместе и потянуло на признаки состава преступления — статья 204 Уголовного кодекса — коммерческий подкуп. И если даже представить, что все это было задумано с целью какой-либо провокации (уж больно глупы и наивны были «тезисы», а человек, их принесший, путался в профессиональной терминологии и приехал на машине без номеров), то все равно — налицо признаки другого преступления (ст. 304 УК РФ — провокация взятки либо коммерческого подкупа). Написали заявление в милицию. Крестовского взяли с поличным — при передаче денег. 27 марта дело передано из московского УБЭПа в прокуратуру.
При задержании обнаружилось, что настоящая фамилия Крестовского — Копылов Дмитрий Владимирович, 1986 года рождения. Удалось выяснить следующее. Некто Дмитрий Копылов 4 декабря 2005 года попал в сюжет ТВЦ о выборах, на которых он присутствовал в качестве наблюдателя от движения «Наши»: он бойко рассказал телевизионщикам, в чем состоит работа наблюдателей. До сюжета ТВЦ в сентябре 2005 года он тоже попадал в поле зрения СМИ: проводил опрос населения у станции метро «Менделеевская» со своим коллегой. Их избили. Об этом сообщала газета «Студенческая правда», назвав пострадавших «комиссарами» движения «Наши».
В информационном центре движения «Наши» мы попросили вспомнить о Дмитрии Копылове. Мобильный телефон Копылова в информационном центре отыскали довольно быстро и продиктовали нам. Но телефон уже не действовал. Когда мы связались с «Нашими» повторно и еще раз спросили о Дмитрии Копылове, нам после долгой паузы скороговоркой сообщили:
— Он уже не активист, мы ничего не знаем, это старый телефон.
На просьбу сообщить, как давно Копылов перестал быть активистом, девушка ответила:
— Насколько я знаю, он вообще давно не появлялся здесь… Больше года, мне кажется.
С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к пресс-секретарю движения «Наши» Кристине Потупчик.
— По поводу Копылова Дмитрия, который был активистом движения «Наши». Его задержали при попытке подкупа руководителей «Новой газеты». Скажите, он до сих пор является вашим активистом?
— Он был очень давно нашим активистом. Уже год как им не является.
— Руководство «Наших» никаких распоряжений ему относительно этих действий не давало?
— Нет.
— И вы не знаете о его действиях, он совершенно самостоятельно действовал?
— Да.
— Но он был вашим активистом?
— Комиссаром не был. Активистом был.
В 2007-м исполнительный директор Российского народно-демократического союза (РНДС) Александр Половинкин написал заявление в Следственный комитет при Генпрокуратуре о том, что 12 сентября примерно в 9 часов вечера по дороге из аэропорта Домодедово неизвестные на трех машинах обогнали автомобиль лидера РНДС Михаила Касьянова и принялись бросать на дорогу грабли. Только реакция водителя позволила избежать серьезной аварии. Номера машин переписали и направили в правоохранительные органы. На следующий день те же машины обнаружили у офиса Касьянова. Как сказано в заявлении Половинкина, в отделение были доставлены Дмитрий Копылов и трое активистов движения «Наши». В РНДС подтвердили эту информацию.
Сообщения об акциях «Наших», которые вручали грабли Касьянову, есть на сайте движения.
Мы связались с Дмитрием Копыловым, который все еще пользуется тем же телефоном, с которым приходил в редакцию, предлагая деньги.
— Никаких комментариев я давать не буду, — заявил Копылов.
— Но вы активист движения «Наши»? До какого времени примерно были?
— Вы в детстве на заправках работали, подрабатывали?
— Вы не участвовали в акции против Михаила Касьянова в 2007 году?
— Не знаю, о чем вы говорите. До свидания, — быстро попрощался Копылов и тут же повесил трубку.
Задержанный при попытке коммерческого подкупа Дмитрий Копылов имел при себе удостоверение «Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», в котором именовался «оперативным сотрудником». Удостоверение украшала подпись, как будто принадлежащая генерал-лейтенанту И.А. Ситникову.
В базе данных предприятий SKRIN такая организация отсутствует. И такого генерала наши источники не припоминают. Подобных общественных структур, которые раздают не только удостоверения, но также звания и награды, в последнее время развелось довольно много. Яркими корочками с гербами и печатями удобно пугать невежественных людей.
Нам удалось найти зарегистрированную организацию с похожим названием «Комитет содействия правоохранительным органам по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», председателем которой, согласно SKRIN, является Геннадий Курбатов. С 1988 по 1991 год он был заместителем представителя военного командования в Праге, затем работал в прокуратуре Московской области и Генпрокуратуре, был начальником управления Минюста, а с августа 1998-го возглавляет общественную организацию. Связаться с Курбатовым и его комитетом не удалось. Указанные при регистрации телефоны не отвечают.
Вопросов, на которые должно ответить следствие, много. Но нас волнуют несколько: кто заказчик коммерческого подкупа? Кому принадлежит микроавтобус «Мерседес» без номеров, на котором разъезжал Копылов, и кто оплачивал работу водителя, также задержанного сотрудниками московской милиции? С какой реальной целью в редакцию приходил Копылов? Из каких источников деньги, при передаче которых Копылов был задержан?
Под текст
Вопрос о том, кто именно финансирует акции движения «Наши», остается открытым. В фонде «Государственный клуб», который оказывает помощь «Нашим», говорят, что не выделяют денег на провокации. Фонд основан в 2006 году депутатами от «Единой России» Сергеем Шишкаревым и Андреем Кокошиным, а также сенатором Михаилом Маргеловым. Фонд финансирует подготовку «патриотов своей страны», способных укреплять российскую государственность в «политике, науке и бизнесе». Миссия фонда, в частности, — «пропаганда государственной идеологии в молодежной среде».
Мы обратились к основателю и председателю попечительского совета «Госу-дарственного клуба» Сергею Шишкареву с вопросом, контролирует ли он, на что тратятся деньги, выделенные движению «Наши»?
Шишкарев объяснил, что они финансируют только целевые программы, в прошлом году, к примеру, спонсировали летний лагерь «Наших» на Селигере. Они не выделяют денег на текущие расходы. И нельзя потратить средства на что-то другое, не прописанное в договоре. А выделять деньги на политические акции или попытки подкупа журналистов они бы не стали.
— Упаси бог, — заявил Сергей Шиш-карев. — Сам терпеть этого не могу.
|