Точку в вопросе об отставке начальника Главного разведывательного управления Генштаба генерала армии Валентина Корабельникова вновь попыталось поставить Минобороны. В официальном сообщении ведомства говорится, что Корабельников “выразил желание изменить структуру ГРУ и после подбора себе замены уйти в отставку”. Но главное — отмечается, что ряд изменений, которые будут проведены в ГРУ, связан с реформой Вооруженных сил РФ и не относится к непосредственным функциям управления. По информации “МК” из источников в военной разведке, речь в первую очередь идет о создании нового рода войск — Сил специальных операций.
Стоит отметить, что идея создания таких войск родилась в стенах ГРУ еще несколько лет назад. Одни из непосредственных ее инициаторов — генерал-майор Евгений Тишин (на тот момент начальник направления специальной разведки) и полковник Владимир Квачков.
— Проект документа тогда лег на стол Корабельникову, — рассказал “МК” источник в штабе ГРУ. — Но его слова по этому поводу были таковы: “Не хватало мне еще солдатскими портянками заниматься…” На этом все и закончилось. В итоге спустя годы мы все равно пришли к тому, что ССО необходимы. Только теперь в рабочую группу не пригласили из спецразведки ни одного человека. Катастрофа, что такой орган создают люди, которые слабо разбираются в войсках специального назначения. Например, один из нынешних “создателей” — заместитель начальника штаба СКВО. Что он в этом понимает? Если человек не был в спецназе командиром группы, то он понятия не имеет, как там воюют, и не знает природы и сути специальных мероприятий (даже если руководил действиями спецназа, имея “большие погоны”). Беда еще и в том, что Силы спецопераций создаются без военной доктрины, которая должна четко обрисовывать внешние угрозы для нашей страны. А в рабочую группу вообще не входят компетентные лица — такие, как представители военно-научных, аналитических и политических центров, сотрудники МИД, МЧС, СВР и т.д.
Пока же силы спецназа в России курирует 14-е управление ГРУ, у которого в оперативном подчинении находятся отдельные бригады специального назначения. Но эксперты называют его “пятым колесом в телеге”.
— Это управление не несет функцию боевого управления. Их скорее можно назвать “статистами”, то есть офицеры занимаются изданием нормативно-правовых актов (уставов, инструкций, программ боевой подготовки и учебно-методической литературы). Грубо говоря, кто отстрелялся на “двойку”, кто на “пятерку” и как и куда надо стрелять вообще, — объяснили источники в ГРУ.
И сейчас, по последней информации, дан ход идее о передаче бригад спецназа “сухопутчикам” (Главкомату Сухопутных войск). А в состав ССО планируется включить несколько “придворных” частей, базирующихся в ближайшем Подмосковье. После чего сверху будет завязан красивый бантик и реформаторы доложат: “Мы все сделали”.
— Грош цена будет таким ССО. Самостоятельно они не смогут решать боевые задачи, — комментирует ситуацию наш источник. — К этой проблеме нужно подходить очень глубоко и серьезно. Для создания Сил специальных операций необходим в первую очередь орган боевого управления, который был бы самодостаточным для принятия решения на государственном уровне. Нужно информационное обеспечение (на данном этапе информацию предоставляет ГРУ и СВР — это что касается стратегического уровня, на оперативном уровне — это видовая разведка — космическая, радиоэлектронная, воздушная, на тактическом уровне — войсковая разведка). Современным ССО нужны свои воздушные, морские и наземные средства переброски и вывода спецподразделений (самолеты, вертолеты, управляемые парашютные системы, подводные и надводные носители и суда, автотранспорт и бронетехника). Для успешного выполнения боевых задач Силы специальных операций должны иметь и свой ударный компонент. Особое внимание необходимо уделить системе отбора и подготовки кадров, всестороннему обеспечению (боевому, техническому, тыловому и др.). В структуру ССО должны входить не только учебные, но и научные центры для разработки перспективных образцов техники и вооружения, создания штучных изделий (вроде того, которым был уничтожен Басаев).
Кстати, не исключено, что всей этой “перестройкой” и объясняются слухи об отставке Корабельникова — он не хотел заниматься этим раньше, не хочет и сейчас. Так что на его долю достанется, видимо, оптимизация “численного состава органов военной разведки”. (Такая задача тоже названа в официальном сообщении Минобороны.) Интересно, что сейчас начальник ГРУ официально в отпуске, но на службе его редко видят еще с декабря, а все документы, в том числе и финансовые, уже давно идут за подписью зам. начальника штаба ГРУ генерал-лейтенанта Солдаткина.
Между тем “оптимизация численности” тоже проходит довольно странно. Как рассказали “МК” специалисты из управления ГРУ, разрабатывающего страны Центрально-Азиатского региона, сейчас американцы перенацеливают свои усилия из Ирака на Афганистан. Это говорит о том, что ближайшие десятилетия среднеазиатские страны бывшего СССР будут входить в зону их интересов. А Минобороны в прилегающих регионах расформировывает подразделения, которым сам бог велел гасить очаги напряженности специальными методами.
— Да, понятно, что в каждом военном округе должна быть одна бригада. Но стоит задуматься над тем, что у нас округа разные по площади. Например, в результате ликвидации двух бригад — Асбестовской и Бердской — на территории образуется брешь в 3 тысячи километров, — утверждают в ГРУ. — Ровно столько от Улан-Удэ до Самары, где дислоцированы 24-я и 3-я бригады спецназа соответственно. Как-то нелогично получается сознательно подставлять под удар свое “подбрюшье”, сокращая части, граничащие с центральноазиатским театром военных действий, в котором американцы силы только наращивают. Это при том, что численность американских ССО превысила 50 тысяч человек, а у нас численность спецназа и до 20 тысяч не дотягивает. А мы еще и сокращаем?..
|