Управление СКП по Ингушетии, как вчера стало известно, возбудило уголовное дело о превышении полномочий против сотрудников милиции, 31 августа 2008 года задержавших якобы для принудительной доставки на допрос известного ингушского оппозиционера, владельца интернет-сайта «Ингушетия.ру» Магомеда Евлоева. Именно по пути к следователю в тот же день он при загадочных обстоятельствах был застрелен в милицейской машине.
Изначально власти выдвинули версию, что это была случайность. Но соратники г-на Евлоева открыто назвали его убийство расправой с неугодным политиком и упорно пытались опровергнуть официальную версию. Сначала им удалось выиграть ряд судов о признании незаконным самого задержания г-на Евлоева. Теперь соратники оппозиционера добились возбуждения уголовного дела. Если «дело Евлоева» будет развиваться и далее подобным образом, не исключено, что представителям убитого политика удастся добиться главной цели -- переквалификации уголовного дела по самому факту его гибели. И не исключено, что Ибрагиму Евлоеву -- однофамильцу погибшего, бывшему начальнику личной охраны экс-главы республиканского МВД Мусы Медова, который, по версии следствия, и произвел роковой выстрел, -- придется отвечать уже за умышленное убийство, а не за «причинение смерти по неосторожности».
Информацию о возбуждении в минувшую пятницу уголовного дела сообщил вчера бывший адвокат семьи Евлоевых, а ныне помощник президента Ингушетии Муса Плиев. Его слова подтвердил известный ингушский правозащитник Магомед Хазбиев, а также один из адвокатов семьи Евлоевых -- Магомед Абубакаров. По словам г-на Абубакарова, пока самого постановления у него на руках нет, но, по его данным, в нем фигурирует ст. 286-3 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия).
Поводом для возбуждения уголовного дела послужило решение Верховного суда Ингушетии от 20 января этого года о том, что сам факт задержания г-на Евлоева был незаконным. После этого адвокаты семьи погибшего получили все основания добиваться наказания лиц, инициировавших незаконное постановление. По мнению гг. Абубакарова и Хазбиева, кроме следователя Назрановского ГОВД Джамбулата Шанхоева, подписавшего то самое постановление, и сотрудников МВД, его исполнявших, в рамках нового расследования к ответственности может быть привлечен и начальник ГОВД Назрани Ахмед Котиев, а также, возможно, и сам г-н Медов. Последний, кстати, после отставки прежнего главы республики Мурата Зязикова был переведен в Москву в центральный аппарат МВД РФ на должность главного инспектора.
36-летний Магомед Евлоев был задержан 31 августа в аэропорту Магаса прямо у трапа самолета, на котором он прилетел из Москвы. По словам соратников оппозиционера, тем же рейсом летел и президент Зязиков, отставки которого г-н Евлоев добивался, и якобы в салоне между ними произошла перепалка. Сам г-н Зязиков это опровергал. Так или иначе, но активное участие в задержании оппозиционера приняла личная охрана г-н Медова, который встречал главу республики в аэропорту.
Позже в МВД Ингушетии сообщили, что задержан г-н Евлоев был якобы для привода -- принудительной доставки на допрос по уголовному делу, по которому он проходил как свидетель. Задержанного затолкали в машину, и кортеж двинулся в сторону Назрани. Друзья и родственники оппозиционера, встречавшие его в аэропорту, бросились в погоню, но смогли остановить только одну машину кортежа, в которой г-на Евлоева не оказалось. Затем из республиканской больницы сообщили, что он поступил к ним со смертельным сквозным пулевым ранением в голову. МВД Ингушетии заявило, что это был несчастный случай -- якобы г-н Евлоев в машине попытался отнять у одного из милиционеров автомат, и в потасовке сидевший рядом Ибрагим Евлоев случайно выстрелил из своего пистолета Стечкина, а пуля угодила прямо в висок Магомеда Евлоева.
Соратники и родные погибшего сразу заявили, что это была открытая расправа с неугодным руководству республики политиком, кроме того, они объявили кровную месть как самому президенту республики и министру МВД, так и непосредственным исполнителям предполагаемого убийства. Они сразу же заявили о незаконности самого задержания оппозиционера. По закону принудительная доставка свидетеля на допрос применяется только в том случае, если свидетель неоднократно и без уважительной причины проигнорирует повестки следователя. Магомеда Евлоева же, как выяснилось, вызывали к следователю лишь раз, и о своей неявке по уважительной причине он предупредил заранее.
Не так давно следователь Шанхоев публично признался, что подписал постановление о приводе г-на Евлоева уже после его смерти. В феврале он рассказал об этом в открытом обращении к новому президенту республики Юнус-Беку Евкурову и прокурору Ингушетии Юрию Турыгину. Следователь сообщил, что 31 августа (это было воскресенье) к нему домой примерно в 13.30 приехали сотрудники ГОВД Назрани и сообщили, что его срочно вызывает Ахмед Котиев. «Я отправился с ними в отдел, зашел к начальнику. Тот сказал, что нужно срочно составить документ, чтобы привезти свидетеля Евлоева», -- рассказал г-н Шанхоев. Он сообщил, что когда он зашел к Котиеву, у того на столе лежало готовое постановление о приводе Магомеда Евлоева с чужой подписью. «Я спросил, кто это писал, но ответа не получил. Тогда я взял то постановление, порвал его на клочки и объяснил, что так постановления не пишут», -- заявлял следователь. По его словам, затем он пошел в свой кабинет и подготовил новое, уже соответствующее нормам постановление о приводе на допрос Магомеда Евлоева. По словам следователя, примерно в два часа дня он уже возвращался домой и обратил внимание, что во дворе больницы скопилось много милиции и простых людей. Через пару часов его снова вызвали на работу, где коллеги сообщили, что в это время в больницу привезли уже мертвого Магомеда Евлоева. «После всего этого я понял, что меня подставили, и потребовал вернуть постановление о приводе Евлоева», -- утверждал он. По словам следователя, он потребовал объяснений у начальства, на каком основании в задержании Магомеда Евлоева принимали участие охранники министра, но ему «велели молчать». В результате Джамбулат Шанхоев сделал вывод, что подписанное им постановление «не могло быть исполнено, так как на момент изготовления этого документа, как выяснилось, свидетель Евлоев уже был мертв».
Загадочная и скандальная гибель владельца тогда еще оппозиционного сайта «Ингушетия.ru» (сайт переехал, и сейчас этот домен принадлежит официальному ресурсу Республики Ингушетия), по мнению многих, стала минувшей осенью катализатором смены власти в республике. В конце октября после многочисленных скандалов, самым громким из которых была смерть Магомеда Евлоева, прежний президент Мурат Зязиков был вынужден уйти в отставку.
Предварительные слушания по делу Ибрагима Евлоева, который по-прежнему обвиняется в «причинении смерти по неосторожности», начались еще в декабре, но из-за неявки подсудимого так с мертвой точки и не сдвинулись. Как рассказал г-н Хазбиев, обвиняемый, находящийся под подпиской о невыезде, представил поддельную справку, что с середины декабря до середины января якобы лежал в больнице. Однако на суде было установлено, что это не так. Кроме того, по словам г-на Хазбиева, Ибрагим Евлоев, несмотря на данную подписку, нередко покидает территорию Ингушетии по своим делам. Теперь предварительные слушания придется проводить заново, и первое заседание назначено в Назрановском суде на 19 марта.
|