Открытое письмо академика Российской Академии художеств скульптора Ивана Казанского Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Правительства РФ В.В.Путину
Невозможно! Невозможно писать и говорить об этом. Почти невозможно! Вот из-за этого «почти» и надо писать и попытаться всё-таки ещё раз попробовать «достучаться» до тех, от кого зависит прекращение позора. Позора, связанного с историей захвата Московского Дома скульптора.
Я обращаюсь к Господам Д.А. Медведеву и В.В. Путину. Неужели возможно оставлять без внимания обращения в Ваши адреса людей, имена которых золотыми буквами вписаны в историю и жизнь нашей страны?!
Вчитайтесь в эти имена, пожалуйста!
Борис Ефимович Ефимов, Владимир Ефимович Цигвль, Сергей Петрович Капица, Вячеслав Михайлович Зайцев, Дмитрий Дмитриевич Жилинский, Борис Асафович Мессерер, Алексей Дементьевич Шмаринов, Юрий Львович Чернов, Александр Николаевич Бурганов, Сергей Александрович Алимов, Николай Николаевич Соломин, Игорь Николаевич Ясулович, Николай Николаевич Губенко, Андрей Андреевич Золотов, Александр Владимирович Цигаль, Сергей Викторович Цигаль, Михаил Викторович Дронов, Салават Александрович Щербаков, Ваш покорный слуга и ещё и ещё.
Почему нормальный и открытый диалог с такими людьми не происходит, Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович? Что это? Неуважение, равнодушие или просто не до того? Много есть куда более насущных и важных дел? Но укрепление авторитета Власти никогда не может быть второстепенной задачей. Или просто перечисленные выше люди родились несколько раньше Вас, наши уважаемые Руководители, и потому их заботы не стоят внимания.
Московская Городская Дума также выступила с единодушным обращением в защиту Московского дома скульпторов. Здесь вроде как обращающиеся помоложе. Что ещё нужно, чтобы были услышаны просьбы о сохранении Московского Дома скульптора за теми, кто его спас?
Действительные члены одной из старейших в мире государственных академий – Российской Академии художеств - пошли на отчаянный шаг и прошли через голодовку. В ответ были получены бессмысленные ответы от заинтересованных служащих лиц, которые именно в силу своей материальной заинтересованности инициировали процесс изгнания скульпторов из здания-памятника, спасённого, восстановленного и сохранённого на деньги общественной организации. Такое впечатление, что мы оказались в царстве Снежной королевы и имеем дело с людьми, которым вставлены ледышки вместо сердец.
Эти ответы отвратительны прежде всего тем, что ложь, заложенная в них призвана полностью скрыть факт возникновения Дома скульпторов. Эта ложь нагла и позорна для госслужащих, позорна тем, что отрицает жизнь их матерей, отцов, бабушек и дедов. Это не громкие слова это оценка вполне реальных форм поведения вполне реальных людей. Начав свою жизнь в искусстве с 1964-го года, я надеюсь, внёс некоторый вклад в российское искусство. Высокое звание действительного члена Российской Академии художеств меня было обнадёжило. В ответах, приходящих в адрес нашей общественной организации, постоянно звучит мысль о том, что до 1991 года жизнь не имеет никакого значения для более молодых и поэтому события, случившиеся до этого срока, не требуют признания. Тогда опять позволю себе задать неприятный вопрос. Почему тогда признаётся Великая Победа в Великой Отечественной? Да потому, что её нельзя отрицать! Это уж было бы совсем людоедским кощунством. Хотя и в этом случае нет-нет да и появляются «смелые точки зрения».
Никто не спорит с тем, что памятники истории и культуры есть общенациональная собственность. Но нельзя забывать и считаться с тем, какая история связана с тем или иным объектом этой самой собственности. Так вот, история, связанная со спасением дома на 1-ом Спасоналивковском переулке, 4, хранит имена людей не менее славных, чем те, которые сегодня обращаются к Вам, Господин Президент и к Вам, Господин Председатель Правительства. Не могут сегодня к Вам обратиться те, кто участвовал в судьбе Дома скульптора самым непосредственным образом. Нет их уже, умерли они. Но имена-то их останутся в Большой Истории российской культуры и в маленькой части этой самой культуры, - истории спасения памятника на 1-ом Спасоналивковском переулке. Вслушайтесь и в эти имена, пожалуйста!
Иулиан Митрофанович Рукавишников, Юрий Григорьевич Орехов, Игорь Александрович Попов, Виктор Хачатурович Думанян, Юрий Владимирович Александров.
Это они в 1969 году, надев свои награды, в том числе и военные, обивали пороги Мосгорисполкома и доказывали то, что дом не надо ломать, а надо сохранить и для Вас в том числе, более молодые наши соотечественники. И доказали-таки то, что это народная ценность, и отменён был вандальный акт о сносе. Это был (попробуйте, наконец, понять, что это было тридцать четыре года назад) акт истинно доброй воли, никаких дивидендов эти люди не имели, да и не рассчитывали на них. Эти люди считали для себя естественным служить бескорыстно обществу.
Денег на реставрацию из бюджета выделено не было. Восстановлено здание было только на общественные деньги.
Я, конечно, надеялся на то, что история спасения и сохранения Дома не может не тронуть любого, уважающего и ценящего нашу культуру, человека. Но куда там! Не понял я того, как я отстал от жизни! Дом, в который вложена душа многих выдающихся россиян, не может не нравиться. Для того собственно эти люди и спасали его. Для того, чтобы он приносил радость. Для того, чтобы он был открыт всем, кто любит искусство.
Общественных денег много не было. Для того и ходили скульпторы и сотрудники Дома на субботники, чтобы сэкономить. Для того и делали почти задаром мои одноклассники, увы, тоже ушедшие, известные мастера декоративного искусства А. Дудова и Б. Петров, фарфоровые люстры, которые могут украсить любой интерьер. Да, в этом доме в каждом уголке живёт забота ушедших и ныне здравствующих людей, очень известных и не столь известных.
Когда думаешь об истории, развернувшейся вокруг теперь уже многострадального дома, то не перестаёшь удивляться тем, что намеренно заложенная фальшивая информация, приведшая к принятию неправильного решения Правительства, продолжает быть основой для ведения дела. А факты, которые, наконец, обнародованы так или иначе, вообще находятся за рамками поиска достойного выхода из морального тупика.
Казалось бы, не так много нужно, чтобы полностью восстановить авторитет власти. Первый шаг был сделан Виктором Алексеевичем Зубковым. Он потребовал от своих подчинённых собрать совещание с участием скульпторов. Сделано это было именно потому, что всё-таки открылась недобросовестность со стороны заинтересованных лиц, готовивших то ужасающее постановление, в котором скульпторы отсутствовали полностью. Совещание собрано не было.
Вертикаль власти почему-то оставила без внимания дисциплину аппарата и ошибка, происшедшая не по вине В.А. Зубкова, не имеет тенденции к исправлению. Ошибки бывают! Страшно, когда ошибки не желают исправлять в интересах чистоты мундира. Но только нельзя забывать о том, что после каждой справедливо исправленной ошибки мундир становится намного чище. Прописная, конечно, истина, но верная! Вслушайтесь, господин Президент, в «гуманитарный скрежет» так называемой «болгарки» и не менее «гуманитарную» ложь про то, как дом возник не ранее 1991-го года и потому он свободен для дальнейшего «гуманитарного» попрания ранее истинно гуманитарного созидания. Не хочется верить в то, что призывы к прекращению позора в российской художественной жизни вы не слышите, потому что поддерживаете идею начала отсчёта жизни нашей страны с 1991-го года.
Пожалуйста, вмешайтесь в процесс сохранения общедоступного культурного центра «Московский Дом скульптора». Доказательство Вашей заинтересованности в здоровой обстановке вокруг объединений деятелей искусств абсолютно необходимо всем. С искренним почтением и убеждённостью в Ваше подлинное служение России, будущее которой невозможно без уважения к прошлым достойным свершениям наших соотечественников.
Действительный член Российской Академии художеств, скульптор И. П. Казанский
ОБРАЩЕНИЕ СОБРАНИЯ МОСКОВСКИХ СКУЛЬПТОРОВ К ПРЕЗИДЕНТУ
Господин Президент!
Мы, участники общего собрания секции скульптуры Московского Союза художников, Объединения московских скульпторов и общественности, заинтересованной в судьбе Московского Дома скульптора, вынуждены повторно обратиться к Вам. Ситуация, сложившаяся вокруг памятника Московского Дома скульптора, расположенного по адресу: 1-й Спасоналивковский пер. д. 4, приняла безобразные формы, что выразилось в незаконном захвате помещений и имущества общественной организации московских скульпторов Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
Если это - межгосударственное гуманитарное сотрудничество, то позвольте спросить, что тогда есть варварство? Без сомнений, подобные действия явились результатом недостоверных сведений, поданных в Правительство России и замалчивания факта существования нашей общественной организации, которая ведёт свою историю с 1932 года. Это замалчивание отнюдь неслучайно. Если обозначить нас в соответствующих документах, то придется открыто признать нашу роль в спасении, реставрации и сохранении этого памятника истории и культуры. А из этого признания напрямую следует законность нашего нахождения там. Наша организация, спасшая этот памятник от сноса, находится в этом здании с 1974 года. Этот сохранённый памятник, без сомнения, является еще и доброй памятью о выдающихся общественных деятелях и замечательных скульпторах и живописцах России, отдавших спасению и сохранению Дома скульптора годы жизни.
Все происходящее вокруг Московского Дома скульптора является правовым нигилизмом, который прикрывается недостоверными сведениями.
Для чего нужно это бессмысленное насилие? Для чего нужны эти недальновидные действия, которые иначе как попыткой спровоцировать ссору власти с художественной общественностью, не назовёшь? Невозможно представить себе, что для начала гуманитарного сотрудничества в Москве нельзя найти помещение для размещения вышеуказанного фонда, и чтобы это не приводило к уничтожению любимого народом места.
У Вас, Господин Президент, достаточно полномочий, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию с учетом наших заслуг в спасении и сохранении этого здания. Все эти годы мы организовывали свою деятельность таким образом, чтобы спасённый нами дом максимально был открыт для людей.
Наша организация имеет все основания для справедливого отношения к проблеме, возникшей не по нашей вине. Мы просим Вас, Господин Президент, употребить Ваш авторитет и помочь надлежащим образом закрепить за нашей организацией этот памятник для продолжения работы известного культурного центра. В годы Вашего президентства значительно возрос авторитет России в мире. Мы верим в Вашу заинтересованность в том, чтобы всемерно поддерживать репутацию России как страны, где уважают и чтят художественную культуру.
|