Пятая годовщина «революции роз», приведшей к досрочной отставке президента Эдуарда Шеварднадзе и замене его Михаилом Саакашвили, ознаменовалась скандалами. Вчера вечером в историю попал польский президент Лех Качиньский. Он регулярно наведывается в Грузию. Как иронично заметила тбилисская газета «Алиа», «без польского президента в Грузии уже бокалы не поднимаются». На этот раз гость вчера предложил встречавшему его Саакашвили направиться из аэропорта к границе Южной Осетии, чтобы пообщаться в буферной зоне с грузинскими беженцами и посмотреть на приграничные блокпосты.
Как заявил потом Лех Качиньский, как только он и Саакашвили вышли из машины, в метрах тридцати раздались предупредительные выстрелы. "Я слышал, как с позиций, откуда шел огонь, раздавалась русская речь", -- рассказал он на брифинге в Тбилиси. Поляки утверждают, что стреляли южные осетины или российские военные. Но и те и другие отрицают, что открывали огонь. «Наш президент сохранял железное спокойствие», -- делился с журналистами пережитым польский чиновник Михаил Каминьский, находившийся в составе делегации. Он говорит, что слышал «минимум три серии выстрелов», хотя не знает, была ли это стрельба в воздух или по кортежу.
Но и без этого происшествия юбилей выглядел скандальным. В Грузии только и говорили, что о глубоком расколе в обществе и в политической элите. Лучшей демонстрацией чему стало то, что главные действующие лица драматических событий пятилетней давности отметили юбилей врозь. Президент Саакашвили, растерявший за революционную пятилетку большинство соратников, попытался сплотить общество опасностью "внешнего врага". 23 ноября в Грузии провозглашена «неделя солидарности». Это кампания оказания помощи пострадавшим во время августовских событий на Кавказе. Началась также масштабная амнистия -- на свободу выйдет свыше 2 тыс. заключенных, это десятая часть от их общей численности.
Помолившись утром в соборе Святой Троицы (23 ноября в Грузии отмечают день Святого Георгия -- покровителя страны), Михаил Саакашвили прибыл к тбилисским вагоноремонтникам. Он рассказал трудовому народу о том, как Грузии тяжело выживать в глобальном кризисе и при «оккупации 20% территории». В связи с этим, мол, власти решили не отмечать юбилей революции триумфально. Хотя наверняка президент был польщен тем, что еще накануне его американский коллега Джордж Буш прислал поздравления с юбилеем и словами поддержки. Это послание было направлено в Тбилиси как раз в то время, когда Буш готовился к встрече с Дмитрием Медведевым на саммите в Перу. Помощники Буша назвали это «случайностью».
Саакашвили пообещал «не завершать революцию», пока Грузия не победит бедность и безработицу. На днях оппозиционные лейбористы упрекнули президента, что он, невзирая на проблемы, решил отдохнуть на фешенебельном испанском курорте -- острове Мальорка. Официальных опровержений этого пока не было.
Рядом с Саакашвили не было двух других главных героев «революции роз». Премьер Зураб Жвания погиб при загадочных обстоятельствах в феврале 2005 года. Бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе в апреле покинула правящую команду. После августовских событий она решила, что больше нельзя терпеть ошибки правительства Саакашвили, и создала новую партию -- «Демократическое движение «Единая Грузия», чтобы вместе с другими оппозиционными силами вынудить президента назначить следующей весной досрочные президентские или парламентские выборы и принять в них участие. Вчерашний учредительный съезд Бурджанадзе намеренно приурочила к юбилею революции. Лидер новой партии в интервью «Времени новостей» обвинила грузинского президента в «авторитаризме».
Хотя Нино Бурджанадзе семь лет занимала второй по важности государственный пост, она с трудом нашла здание для партийного съезда. По ее словам, предварительные договоренности срывались шесть или семь раз из-за препон со стороны властей. Наконец удалось договориться с Дворцом детского баскетбола. Собралось 3 тыс. делегатов и много сочувствующих. Внимание прессы было приковано не только к Бурджанадзе, но и к ее супругу. Генерал Бадри Бицадзе только что покинул пост руководителя пограничной полиции, который занимал четыре года: решение жены возобновить активную политическую деятельность могло привести к гонениям на пограничников.
Бурджанадзе сказала, что властям «недостает мужества признать поражение в войне и извиниться, они думают только, как сохранить власть, и формируют виртуальную реальность». В начале 2009 года свою партию создаст другой бывший член команды президента -- экс-премьер Зураб Ногаидели.
|