Восточно-Сибирская и Западно-Сибирская транспортные прокуратуры проверили заправщиков, поставщиков и производителей авиатоплива в регионе. В результате ряд западно-сибирских трейдеров подозревается в нарушении антимонопольного законодательства.
В числе попавших под пристальное внимание надзорных органов — ООО «ТЗК «Международный аэропорт Кемерово», ООО «Алыкель» (Норильск). А ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» (Красноярск) сообщило, что уже подало апелляцию в суд. Рассмотрение дела в суде назначено на 6 декабря.
Проверить местным контролирующим органам деятельность заправщиков, поставщиков и производителей авиатоплива Генеральная прокуратура России поручила в связи с информацией об искусственном завышении цен на авиационное топливо.
Проверки прошли во всех городах Сибири, где есть крупные аэропорты. Нарушения выявлены в деятельности топливозаправщиков и поставщиков авиатоплива Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей.
Так, в аэропорту Кемерова услуги по заправке воздушных судов оказывает ООО «ТЗК «Международный аэропорт Кемерово». С января по сентябрь 2008 года ТЗК приобретала авиакеросин у ООО «Юнитэк», которое в свою очередь, по информации прокуратуры, покупало топливо у посредников. В результате покупки авиатоплива через цепочку посредников произошло увеличение его стоимости, которая на момент заправки составила в среднем около 6 тыс. руб. за тонну (по данным прокуратуры, это самая высокая цена на авиакеросин в Западной Сибири).
«Неустановленными лицами ООО «ТЗК «Международный аэропорт Кемерово» и других компаний-участников схемы по перепродаже авиатоплива было нарушено антимонопольное законодательство РФ в части ограничения конкуренции путем поддержания монопольно высоких цен и ограничения доступа на рынок. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой в аэропорту Толмачево Новосибирской области, где заправку воздушных судов осуществляло ОАО «Аэропорт Толмачево», — говорится в сообщении прокуратуры.
Компания ООО «КАТО «Таймыр», которая является единственным в аэропорту Норильск топливозаправщиком, осуществляет заправку воздушных судов топливом, принадлежащим ООО «Алыкель». В свою очередь «Алыкель» приобретает его у ЗАО «Таймырская топливная компания». В результате реализации ГСМ через посредника стоимость авиатоплива увеличилась в среднем на 3 тыс. руб. за тонну. При этом установлено, что до 2002 года ООО «КАТО «Таймыр» самостоятельно приобретало авиатопливо у ЗАО «Таймырская топливная компания» и реализовывало его авиакомпаниям. Как считают в прокуратуре, «Алыкель» устранил конкуренцию, закрыв доступ на рынок реализации авиакеросина ООО «КАТО «Таймыр».
Под горячую руку попало и ЗАО «Сибирь Авиа Сервис», действующее в аэропорту Емельяново (Красноярск). Топливозаправщик в договорах купли-продажи авиатоплива, заключенных с авиакомпаниями, предусматривал возможность прекращения заправки самолетов в случае неоднократного нарушения авиакомпаниями сроков оплаты.
По данным прокуратуры таким образом «Сибирь Авиа Сервис» нарушал федеральный закон «О защите конкуренции». По результатам проверки енисейским транспортным прокурором в отношении ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Руководство «Сибирь Авиа Сервиса» не согласно с выводами надзорных органов. По словам директора компании Виктора Витюгова, «мы закон не нарушали, в связи с чем подали апелляцию в суд. Рассмотрение дела в суде назначено на 6 декабря».
По данным пресс-службы прокуратуры, материалы по всем перечисленным фактам нарушения антимонопольного законодательства РФ направлены в Сибирское УВДТ, Таймырское ЛОВД и Западно-Сибирское УВДТ для проведения доследственных проверок действий виновных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Результаты этих проверок будут известны уже в ближайшее время.
В Восточной Сибири проверялись девять топливозаправочных компаний в аэропортах Иркутск, Усть-Кут, Братск, Улан-Удэ, Чита, Якутск, Благовещенск. Нарушений антимонопольного законодательства у проверяемых компаний не выявлено.
Так, анализ экономической деятельности в аэропорту Иркутска ООО «ТЗК Иркутск» показал, что прибыль предприятия от продаж в этом году на 14% ниже аналогичного показателя 2007 года, рентабельность составила 5,9%.
Топливозаправочные компании ООО «Аэрофьюэлз Благовещенск», ООО «ТЗК Иркутск», ООО «Аэрофьюэлз Улан-Удэ», ООО «Аэрофьюэлз Усть-Кут» обеспечивают лишь хранение и заправку самолетов авиационным топливом, собственником которого является находящееся в Москве ООО «ТЗК Аэрофьюэлз». Договоры с авиакомпаниями на заправку воздушных судов заключаются по месту нахождения головной компании. В аэропортах Благовещенска, Читы, Братска, Иркутска и Якутска действуют ТЗК, которые заправляют самолеты собственным авиатопливом по прямым договорам с авиакомпаниями.
В аэропорту Иркутск (кроме ООО «ТЗК Иркутск») действует ЗАО «ВСТК», которое заправляет воздушные суда около 50 авиакомпаний собственным топливом. Управлением ФАС России по Иркутской области было установлено, что разница между ценой закупаемого ЗАО «ВСТК» авиакеросина и стоимостью заправки составляет в среднем 4400 руб., включая услуги по заправке в сумме 1180 руб.
Поставщиком авиакеросина в Иркутске является ЗАО «Иркутскнефтепродукт», которое исполняет функции регионального агента ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» по реализации нефтепродуктов оптовым и розничным покупателям, входящего в состав ОАО НК «Роснефть».
«В ходе проверки, проведенной Иркутской областной прокуратурой с привлечением специалистов ФАС России в ЗАО «Иркутскнефтепродукт», установлено, что предприятие продает топливо только по тем ценам, которые установлены компанией «Роснефть», в частности, в сентябре 2008 года тонна стоила 28 600 руб. за тонну, в октябре — 27 400 руб. Сведения о динамике изменения цены на авиационное топливо в аэропортах свидетельствуют, что стоимость 1 тонны авиакеросина с начала года увеличилась более чем на 50%, а с октября 2007-го по настоящее время — почти на 100%», — сообщает пресс-служба Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
При этом Управлением ФАС России по Иркутской области было установлено, что основной причиной роста стоимости авиатоплива является увеличение поставщиком цены нефтепродукта. «Рост цены на авиатопливо происходит на этапе после переработки нефтепродукта до его реализации топливозаправочным компаниям, в то время как стоимость услуги топливозаправочных компаний по заправке в 2007–2008 годы практически не изменялась», — сообщает прокуратура.
О результатах проведенной проверки Восточно-Сибирская транспортная прокуратура проинформировала Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В «Роснефти» считают, что компания закон не нарушает. Как сообщил «КС» начальник управления информации ОАО «НК «Роснефть» Николай Манвелов, «Роснефть» работала и работает в рамках российского законодательства. «Если обратиться к статистике Центрального диспетчерского управления ТЭК и сравнить отпускные цены на авиационный керосин, то цена за тонну на Ачинском НПЗ с 1 по 12 ноября снизилась на 17,8%, а на Ангарском НХК за тот же период времени цена снизилась на 14,9%», — говорит он.
ФАС надавила на цены
Федеральная антимонопольная служба России опубликовала информацию о динамике снижения цен на топливо. По данным ФАС, оптовые цены уменьшаются гораздо активнее, чем розничные. Так, в Красноярском крае оптовые цены на бензин марки А–92 снизились на 12,34%, на дизельное топливо — на 13,4%. В Кемеровской области лидером снижения стал бензин А–76 (-16,5%), в Алтайском крае оптовые цены на этот бензин уменьшились на 23,39%, а в Республике Алтай существенно (на 20,35%) снизились цены на дизельное топливо. В Новосибирской области наибольшее снижение оптовых цен отмечено на бензин марки М–92 (на 19,6%), а в Омской области стоимость бензина этой марки уменьшилась на 23,7%, в Томской — на 20,4%.
Владельцам частных автомобилей повезло меньше. Розничные цены на топливо снизились в среднем на 5–12%. Так, в Новосибирской области стоимость бензина А–95 уменьшилась на 8,2%. В Омской области розничная цена на бензин А–92 снизилась на 10,41%. В Томской области наибольшее снижение розничных цен произошло на бензин марки А–76 (на 13,77%). Самое существенное снижение розничных цен произошло в Республике Алтай. Там стоимость дизельного топлива уменьшилась на 12,73%, бензина А–92 — на 13,46%, А–76 — на 8,23%. Самое незначительное изменение розничных цен на горючее зафиксировано в Красноярском крае: цена на дизельное топливо упала на 1,7%, на бензин А–95 — на 1,65%, на А–92 — на 4,87%.
С начала 2008 года ФАС России возбудила более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них — злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть — картельные сговоры и согласованные действия. По данным ФАС, в основном пиковые значения цен на нефтепродукты были зафиксированы в июле–августе 2008 года. Однако в результате принимаемых мер и изменения конъюнктуры рынка (в т. ч. снижения мировых цен на нефть) начиная с конца июля 2008 года цены на нефтепродукты снижаются.
|