О жизни русской супруги тайваньского президента Цзян ЦЗИНГО, благодаря которому остров теперь называют «экономическим чудом», известно немного. Местные знают ее под именем Цзян ФАНЛЯН. О том, что она русская, большинство аборигенов понятия не имеют. Корреспонденту «Экспресс газеты» удалось узнать подробности загадочной судьбы уралочки Фаины ВАХРЕВОЙ, родившей легендарному лидеру Тайваня четырех детей и прожившей с ним 53 года.
Фаина ВАХРЕВА
Недавно в Екатеринбурге провожали в последний путь знахарку Марию Тувыкину, не дожившую до 100 лет чуть более года. В молодости она была ближайшей подругой Фаины Вахревой - супруги будущего президента Тайваня Цзян Цзинго. Но однажды их дружба внезапно оборвалась. Причину Мария скрывала более 75 лет и лишь перед смертью поведала своей единственной дочери Ираиде.
- За неделю до смерти мама мне сказала: «То, что у тебя, доченька, нет детей, а у меня внуков, - кара небесная за подпольный аборт, который я упросила бабушку сделать своей подружке», - рассказывает Ираида. - Так я и узнала историю Фаи Вахревой.
Фая с Уралмаша
Фаина рано лишилась родителей, воспитывала ее старшая сестра. Еще девчонкой Фая считалась большой умничкой, красавицей. Она любила пофлиртовать, целовалась у всех на виду, но к своему роскошному телу подпускала лишь избранных. О ней судачили, но любили за доброту и веселый нрав.
Мария ТУВЫКИНА, подруга Фаины и знахарка во втором поколении с дочкой Ираидой
В 18 лет Фая пошла работать на «Уралмаш» - в те годы Максим Горький называл его «заводом заводов». В разгар ее очередного романа с каким-то передовиком производства на заводе появился китаец с русскими именем и фамилией - Николай Елизаров. Комсомольский активист, прекрасно образованный, по-русски он говорил без акцента. Старше Фаи на шесть лет, Коля вскоре стал ее начальником. Влюбился он в Фаину с первого взгляда и вскоре отбил у конкурента.
- Когда Николай сделал ей предложение, Фаина была беременна, но не знала, от которого из двух своих кавалеров. Она упросила мою маму отвести ее к моей бабушке - знахарке, чтобы та ей помогла избавиться от ребенка, - рассказывает Ираида. - Фаина рвалась выйти замуж за Николая. Она была его первой женщиной, но боялась, что чужого ребенка он не признает. На таком сроке бабушкины травки помочь уже не могли, и мама уговорила бабулю сделать тайно Фаине аборт.
Перед замужеством Фаина сообщила Тувыкиной, что Николай совсем не тот человек, за которого его выдают на заводе. Фамилию Елизаров, имя и отчество Владимирович ему дала сестра Ленина, Анна Ульянова-Елизарова, у которой Коля жил с 15 лет. На самом деле он сын Чан Кайши - главнокомандующего вооруженными силами Китая. По мнению Сталина, тот изменил делу построения коммунизма в своей стране. Фая сказала, что разделит любую судьбу Николая, но из жизни подруги должна исчезнуть. Дескать, иначе за тобой и твоей мамой будут шпионить. Это было в 1935 году. В 1937 году Фая как в воду канула вместе с семьей.
Золушка Фае не позавидовала бы!
Фаина с супругом Цзян Цзинго и старшими сыновьями в Китае
- Настоящее имя Николая Владимировича Елизарова - Цзян Цзинго (1910 - 1988), - говорит доктор исторических наук Дмитрий Павленков. - Время его правления на Тайване, начиная с 1978-го, окрестили «годами тайваньского нэпа» и «экономическим чудом». Учиться в Москву в 1925-м его отправил отец - Чан Кайши. Соратник президента Китая и лидера китайских революционных демократов Сунь Ятсена, тогда еще разделял коммунистические идеи и был близок с руководителями Советской России. Так 15-летний Цзян Цзинго попал в семью Анны Ульяновой и стал Николаем Елизаровым - ревностным поборником сталинизма.
До «Уралмаша», где он возглавил крупнейший механический цех № 1, он окончил Университет трудящихся Востока, Казанское танковое училище, Ленинградскую военно-политическую академию, работал заместителем председателя подмосковного колхоза. После знаменитого восстания в Шанхае в 1927 году, которое Чан Кайши потопил в крови, став злейшим врагом Сталина, юный Николай Елизаров оказался заложником противостояния СССР и Китая. После этих событий его заставили публично отречься от своего отца. На режимное уральское предприятие его устроили в 1932 году, чтобы за ним было проще наблюдать. В 1935-м он по любви, как сам утверждал, женился на Фаине Ипатьевне Вахревой (1916 - 2004), спустя год родившей ему сына Эрика. В 37-м их арестовали.
На чужбине
История возвращения Цзян Цзинго в Китай все еще остается загадкой. Знаменитый разведчик Джордж Блейк, занимавший важные посты в британской секретной службе и работавший на СССР, утверждал, что его обменяли на арестованного англичанами в Шанхае советского разведчика, связанного с Рихардом Зорге. В этой операции будто бы принимали участие НКВД и посол Китая в СССР. Но документальных подтверждений этой версии Блейк не приводит. Николая - Цзянь Цзинго отпустили с семьей якобы потому, что не хотели с ним ссориться в расчете на дальнейшее сотрудничество.
На берегу залива Дадунхай Фаина жаловалась Цзинго, что скучает по уральским морозам
Чан Кайши встретил невестку и сына холодно и всячески пытался их поссорить. Но привязался к внуку, предложив дать Эрику имя Сяовень. «Сяо» - уважение к родителям, «вень» - образование. В Китае у Фаины, ставшей Цзян Фанлян, и Цзинго родился второй сын, и Чан Кайши смирился.
После бегства правительства Чан Кайши на Тайвань его сын возглавил министерство внутренних дел и вопреки ожиданиям СССР жестоко подавил попытки прокоммунистических мятежей. После смерти отца в 1975 году Цзян Цзинго резко пошел в гору. В 1978-м он был избран президентом Тайваня, а в 84-м переизбран на второй срок.
О Фаине известно лишь, что она родила супругу еще одного сына и дочь. Очень тосковала по родине, а после того, как супруг завел любовницу, родившую от него двух близнецов, Вахрева неоднократно пыталась вернуться в Россию, но влиятельный муж ее не отпускал, угрожая, что она не увидит больше своих детей.
В свете Цзян Фанлян поначалу считали простушкой, но она быстро превратилась в настоящую леди, а последние три десятилетия ее жизни считалась знатоком национальных традиций и этикета.
15 декабря исполнится пять лет со дня кончины от рака легких некогда скромной русской девушки, ставшей членом могущественного семейного клана Чан Кайши. Своего супруга Вахрева пережила на 18 лет. Проводить ее в последний путь пришло все руководство страны.
Фото Марины КУЗЬМИЧЕВОЙ, из архивов музея «Уралмаш» и Ираиды ТУВЫКИНОЙ
|