Уже больше года я пишу о деятельности Следственного комитета при прокуратуре — ведомстве, постепенно превращающемся в никому не подконтрольную машину для отрубания голов. Пишу не просто так. С конкретными фактами, ссылками на документы, свидетельствами очевидцев.
Ни одного внятного ответа от представителей СКП ни я, ни читатели до сих пор так и не получили. Даже после обнародования совершенно убийственной для любого чиновника информации — о наличии у Александра Бастрыкина бизнеса за рубежом (чешская риэлторская фирма “Лоу Богемия”, учрежденная шефом СКП вместе с собственной женой) — Александр Иванович предпочел отмолчаться. Сказал пару раз в интервью; это наглая ложь и клевета. Но в суд, как я ему предлагал, идти отказался.
Конечно, проще всего и надежнее было бы упрятать меня за решетку; не важно за что — был бы человек, а статья найдется. Именно такой путь контраргументации Бастрыкин избрал в ответ на громкие обвинения бывшего главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия, также озвученные мной. Но, увы, мешает депутатский иммунитет. (Хотя в частных разговорах Александр Иванович не раз заявлял уже, что обязательно найдет способ заткнуть рот автору этих строк.)
Однако делать вид, будто совсем уж ничего не происходит, в СКП тоже не могут… На днях в “Независимой газете” друг за другом были опубликованы два открытых письма к руководителям страны (Медведев, Путин, Грызлов), касающихся моей скромной персоны.
И по сути, и по форме это классические доносы, исполненные пафоса 70-х годов: “Дружно осуждаем!..”, “Требуем к ответу!..”, “Доколе?!!”.
Ни один из приведенных мной фактов авторы писем не пытаются даже оспорить. Да этого, собственно, и не требуется. Весь текст — сплошь набор чеканных обвинений; депутат Хинштейн пытается “вбить осиновый кол в самое сердце правоохранительной системы России”, “наносит огромный ущерб… политическому имиджу нашей страны”, “развивает правовой нигилизм граждан”. Да и вообще, “нападки на председателя Следственного комитета при Прокуроре РФ фактически означают лобовую атаку на премьер-министра России Владимира Путина, который год назад, будучи президентом страны, утвердил его в этой высокой и ответственной должности”. Короче, позор литературному власовцу и сорную траву — с поля вон.
Не подумайте только, будто авторы этих писем — видные общественные деятели или титулованные юристы. Их фамилии (за исключением одной, но о ней позже) вряд ли что-то вам скажут. Первое обращение подписано группой никому не известных граждан: Олег Сергеев, кандидат технических наук, полковник в отставке, Валентин Приходько, генеральный директор благотворительного фонда “Гордость Отечества”, Лечи Салигов, помощник председателя Законодательного собрания Чечни, Георгий Трапезников, президент Международной академии духовного единства народов мира (всего — 6 фамилий). Второе — главой Чкаловского района Нижегородской области Сергеем Луньковым.
Какое отношение все эти люди имеют к правоохранительной системе и что они в ней понимают — совершенно неясно. (Не уверен, что они вообще в силах отличить УК от УПК.) Но, видимо, других кандидатур у организаторов этих акций попросту не нашлось. Хорошо еще — сумели обойтись без доярок и механизаторов: мы Хинштейна не читали, но гневно осуждаем.
Весьма показательно, что оба открытых письма напечатаны на правах рекламы; то есть за них официально, через кассу заплачены деньги, и немалые. По рекламным расценкам “Независимой” (они вывешены на сайте издания) публикации эти в общей сложности обошлись примерно в 320 тысяч рублей.
Я прямо воочию вижу, как пускает по кругу свою фуражку полковник Сорокин, последнюю рубаху готов с себя снять, лишь бы только услышали его голос в Кремле. Иначе ведь беда! Духовное единство народов мира в опасности! Вот что значит гражданское общество!..
Впрочем, шутки в стороны. Я нисколько не сомневаюсь, что оплачивали рекламную площадь не сами зиц-подписанты, а истинные организаторы этих акций. (Всем руководством СКП поди скидывались.)
Только вот незадача: далеко не все люди, чьи фамилии стоят под этими гневными письмами, об авторстве своем знают.
Сразу после публикации глава Чкаловского района Сергей Луньков направил официальное заявление в прокуратуру и “Единую Россию” предельно короткого содержания:
“В “Независимой газете” от 7 октября 2008 г. опубликовано открытое письмо, под которым стоит должность и моя фамилия. Вышеназванное письмо я никогда не писал, не подписывал и не направлял в СМИ”. (Копия этого документа имеется в распоряжении редакции.)
Для понимания ситуации добавлю: Чкаловск входит в состав моего избирательного округа. Это маленький сельский район (23 тысячи жителей) в 100 километрах от Нижнего Новгорода, где нет даже отдела СКП. Думаю, что до выхода “Независимой” его глава вообще не представлял, что это за ведомство и с чем его едят.
Аналогичное заявление прислал в редакцию и один из “соавторов” первого обращения — Герой России Валентин Полянский.
Полянский вообще едва не лишился дара речи, прочитав якобы подписанное им письмо; с тем же успехом на защиту Бастрыкина мог бы встать генерал наркоконтроля Бульбов или замминистра финансов Сторчак.
Дело в том, что отставной десантник Полянский сам является жертвой СКП. Минувшей весной Полянский был задержан милицией на станции метро “Кожуховская” — чем-то не понравился он бдительным стражам порядка — и жестоко избит. Уголовное дело, однако, возбудили не против милиционеров, а в отношении него самого; за сопротивление и оскорбление представителей власти.
Несмотря на совершенно очевидную невиновность Полянского, Следственное управление СКП по Москве благополучно направило “геройское” дело в суд. А параллельно — чтобы уж наверняка — возбудили еще одно дело, в отношении его адвоката Вячеслава Макарова, по той же самой статье. Якобы тот напал на сотрудника следственной бригады прямо в здании суда (!).
Позднее выяснится: фамилию Полянского вставил в число подписантов его общественный защитник — некто Сергей Комков, доктор философских и педагогических наук, академик РАЕН, член Союза писателей Москвы. (Под такими внушительными титулами значится он в газете.)
В рамках уголовного дела Полянский дал Комкову доверенность; в том числе — с правом делать комментарии для СМИ. Кто ж мог представить, сколь иезуитски он ей воспользуется.
Возмущенному Полянскому писатель-академик объяснил: это ж, дурашка, исключительно для твоей пользы. Зато в суде тебя наверняка теперь оправдают; за содействие СКП. Прозвучала даже ссылка на фамилию доброхота, пообещавшего якобы снисхождение в обмен за подпись: начальник отдела Следственного комитета Николай Яковлев. С этим человеком мне доводилось сталкиваться и раньше. В 2002 году, когда Яковлев работал в аппарате Генпрокуратуры, он стал первым в истории юриспруденции человеком, возбудившим уголовное дело против мертвеца.
В то время прокуратура активно воевала со следователем МВД Павлом Зайцевым, прославившимся громким контрабандным делом “Трех китов”. Посадить его не получалось. Тогда руководство ведомства приказало поднять все материалы, по которым Зайцев когда-нибудь проходил, и найти любую зацепку.
Одной из таких зацепок оказалось уже давно прекращенное дело в отношении начальника Кимрского отдела УБОП Сергея Котова, скончавшегося двумя годами раньше. Но Яковлева смерть обвиняемого ничуть не смутила: приказ есть приказ. Следствие против трупа он благополучно возобновил.
Никаких последствий для Яковлева эта мистическая история не имела, хотя в своей статье я и требовал привлечь его к ответственности за осквернение могил и головотяпство со взломом. Напротив даже, пошел он на повышение; исполнительные служаки — всегда в цене. Видимо, в СКП эти качества его оказались особенно востребованы, равно как и виртуозное умение ставить на службу правосудию мертвые души…
Я ничуть не удивлюсь, если в ближайшее время в газетах появятся новые клеймящие меня позором воззвания, вновь подписанные людьми, которые знать об этом не знают. По закону за содержание рекламы издание ответственности не несет.
Это очень удобная тактика: можно публиковать все, что заблагорассудится, хоть от имени Путина, хоть от генсека ООН. Главное только — плати.
(Кстати, в “Независимой” мне сообщили, что разместившие эти письма сотрудники одного PR-агентства обещали исправно поставлять их каждые две недели.)
На самом деле защитники СКП совершенно напрасно кидают деньги на ветер. Приносите эти воззвания мне, опубликуем совершенно бесплатно. Более сочного доказательства моей правоты трудно себе представить
|