На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, предусматривающий штрафы для сотрудников ГАИ, необоснованно направляющих водителей на медосвидетельствование на состояние опьянения. Желая уравнять в правах водителей и инспекторов, авторы нововведений предлагают штрафовать работников ДПС в первый раз на 500 рублей, в последующие - до 5 тысяч рублей. Депутаты считают, что автомобилистов ставят перед выбором: потерять время на освидетельствование или дать взятку. При этом у водителя нет возможности отказаться от процедуры, а инспектор не несет никакой ответственности в случае, если водитель окажется трезв. Хотя, по данным официальной статистики, алкоголя не находят в организме семи из десяти направленных на обследование водителей.
Автоинспектор имеет право направить на медицинское освидетельствование любого водителя, если ему покажется, что тот нетрезв. Как пояснили в пресс-службе департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД корреспонденту "Газеты", подобные полномочия закреплены статьей 27.12 КоАП и постановлением правительства России. Согласно постановлению, достаточными основаниями полагать, что водитель пьян, является наличие запаха алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица или поведение, не соответствующее обстановке. При этом, как зафиксировано в КоАП, водителя в случае отказа от освидетельствования могут лишить прав и подвергнуть административному аресту. Поэтому многие автомобилисты предпочитают откупаться от инспекторов, чтобы не тратить время и нервы: зачастую весь процесс занимает несколько часов.
Согласно милицейской статистике, за июль - сентябрь сотрудники ДОБДД отправили на освидетельствование более 23 тысяч водителей. Из них только 7,2 тысячи оказались в состоянии алкогольного опьянения.
В 2007 году мировыми судьями Московской области рассмотрено почти 122 тысячи дел об административных нарушениях, предусматривающих лишение права на управление автомобилем, а райсудами - более 2,5 тысячи таких дел. Из них более чем по 19,5 тысячи дел производство прекращено. Кроме того, решения по 30% жалоб на постановления мировых судей, в соответствии с которыми граждане были лишены прав, вынесены в пользу водителей.
"Разумеется, исключить случаи, когда врачи будут выносить водителям "трезвые вердикты", невозможно, - отмечают сотрудники ДОБДД. - Ведь инспектор не врач, и он не может гарантированно утверждать, что водитель будет признан находящимся в состоянии опьянения, направляя его в медицинское учреждение. Бывает, у человека имеются все признаки опьянения, но вызваны они не употреблением спиртного, а стрессом, усталостью или принятием лекарственных препаратов".
По мнению одного из авторов законопроекта, зампреда комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова (фракция "Справедливая Россия"), если инспектор не умеет отличить нормального водителя от ненормального, его надо увольнять с работы. Согласно законопроекту, предусматривающему поправки в КоАП, если результат освидетельствования окажется отрицательным, а направление на него - необоснованным, инспектора предлагается оштрафовать на 500 рублей. "Рецидив" в течение полугода будет стоить сотруднику ДПС уже от 2 тысяч до 5 тысяч рублей.
Кроме того, законопроект предоставляет право защитнику или законному представителю водителя присутствовать на медицинском обследовании, а также обязывает вручать водителю копию акта освидетельствования. Как пояснил Гудков, предполагается, что с этим документом водитель может обратиться в суд.
Между тем правозащитники скептически оценили инициативу депутатов. По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, на практике такой закон может привести к сговору инспекторов и медиков, и тогда трезвым уже никогда никого не признают. С ним согласен адвокат Андрей Карпов. "Известно, что большой процент трезвых водителей во время освидетельствования признаются врачами пьяными.
В наркологических кабинетах не ведется видеозаписи, процесс освидетельствования никак не фиксируется, - отмечает он. - На практике водитель не может доказать, что он не был пьян, если медик его таковым признал и составил соответствующий акт". По мнению адвоката, инспектор все же должен руководствоваться законом и своим жизненным опытом, то есть субъективным мнением. "Пусть лучше десять трезвых проверит, но одного пьяного поймает, - считает Карпов. - Надо наказывать инспектора не рублем, а изменить сам механизм отправления на освидетельствование, сделать его более четким".
Глава Московской коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин добавил, что нормы, предлагаемые законопроектом, не будут работать на практике, так как доказать злой умысел инспектора, отправляющего трезвого водителя на освидетельствование, невозможно.
|