Швейцарские прокуроры ждут реакции из Генпрокуратуры РФ на свои следственные поручения и центнеры документов, отправленных в Москву. Из российской столицы - красноречивое молчание. О деле "Бородин и другие" и своих взаимоотношениях с российскими коллегами в интервью корреспонденту "Сегодня" Игорю Седых рассказывает прокурор кантона Женева Бернар Бертосса.
- Насколько далеко следователю Даниэлю Дево удалось продвинуться в следствии по делу "Бородин и другие"?
- В результате изъятия документов, относящихся к присуждению некоторых контрактов компаниям "Мерката" и "Мабетекс", установлено, что определенным российским гражданам, в частности г-ну Бородину, были выплачены комиссионные. Дело находится на стадии следствия, ряду лицу предъявлены обвинения, направлены международные следственные поручения в Россию. Предпринимаются усилия углубить расследование операций, связанных не только с реставрацией Кремля, но и с другими контрактами, которые были присуждены компании "Мерката" все тем же г-ном Бородиным и в связи с которыми также были получены комиссионные.
- Обвинительная палата удовлетворила протест "Меркаты" и "Мабетекса", распорядилась разблокировать документы. Не ставит ли это под сомнение выводы Дево?
- Это было решение, основанное на чисто процессуальных тонкостях. Но при этом в постановлении подтверждается полная обоснованность ведущегося следствия.
- Следствие по делу "Бэнк оф Нью-Йорк" и якобы расхищенному траншу МВФ не дало пока больших результатов ни в России, ни в США.
- Что касается дела "Бэнк оф Нью-Йорк", ведутся следственные действия, в ходе которых были предъявлены обвинения, направлены международные следственные поручения как в РФ, так и в США. Мы ждем их результатов. Насколько нам известно, поручение, направленное в Россию, частично уже выполнено, и мы вот-вот получим часть нужных нам сведений.
- Недавно вы открыли предварительное следствие по делу о фонде, якобы служившем в 1995 году для отмывания денег от операций с продажей человеческих органов из Санкт-Петербурга.
- Я мало что могу сказать по этому поводу: речь идет о предварительном дознании. Мы прежде всего хотим установить, входит ли это расследование в компетенцию женевской юстиции, зная, что это дело уже служит предметом разбирательства в Лихтенштейне, частично в кантоне Санкт-Галлен и в Фрайбурге в Германии.
- Позвольте поймать вас на слове. Г-н Бородин, против которого заведено дело, не совершал никакого преступления в Швейцарии. Если и расхищались деньги, то не швейцарские, а российские.
- Согласно швейцарскому праву, тот, кто является главным правонарушителем, даже если это иностранец, подлежит преследованию в Швейцарии, если он участвовал в операциях с целью скрыть продукт своих преступлений. В данном случае - закамуфлировать происхождение и назначение комиссионных. Это означает, что Бородина можно преследовать в Швейцарии за отмывание.
- Но, как явствует из позиции Генпрокуратуры России, Бородин не совершал в России никаких преступлений.
- Это дело русских.
- Но как же тогда можно говорить о преступном происхождении денег?
- С швейцарской концептуальной точки зрения, которая, я надеюсь, не отличается от российской, госслужащему или министру, который заключает контракт за госсчет и благодаря этому контракту извлекает личные финансовые выгоды, может быть предъявлено обвинение в служебных злоупотреблениях в ведении государственных дел. В Швейцарии такие злоупотребления квалифицируются как преступление. Я не знаю российского права, но не думаю, чтобы согласно ему госслужащему или министру было позволено личное обогащение благодаря заключению контракта за счет средств РФ.
- Г-н Бородин в своих интервью "Сегодня" и "Трибюн де Женев" даже выразил готовность отдать этим газетам любые якобы принадлежащие ему деньги, которые удастся обнаружить. Он даже посулил за счет этих денег оплатить вам пенсию на "черный" деньЙ Как вы прокомментируете это?
- Не вижу необходимости комментировать подобные фантазии.
- Вы располагаете доказательствами, что у Бородина все-таки есть деньги?
- Есть документальные доказательства, подкрепленные обширными фактами.
- О какой сумме идет речь?
- Я не имею права назвать цифру. Но могу сказать, что речь идет о несколько десятках миллионов долларов, а это не орешки. Естественно, эти средства не обязательно находятся в Швейцарии - мы нашли в Швейцарии их следы. Этого достаточно, чтобы доказать факт отмывания денег. У нас можно преследовать за отмывание, если операции, призванные скрыть происхождение и назначение денег, прошли через Швейцарию, и не является необходимым, чтобы они остались в Швейцарии.
- Бородин обвинил следователя Дево и бывшего федерального прокурора дель Понте в том, что они якобы получили взятки за скорейшее завершение дела против него.
- Что здесь комментировать?
- Открыто ли служебное расследование, чтобы выяснить, действительно ли следователь Дево получил взятку?
- Я не получил сведений, которые оправдывали бы такое расследование. Это фантазии.
- Выписаны ли ордера на арест Бородина и Столповских?
- Выписаны ордера на привод для допроса. По женевскому процессуальному праву постановление об аресте нельзя выписать прежде, чем будет предъявлено обвинение. Это формальный акт, предполагающий разъяснение данному лицу инкриминируемого ему деяния. Если же лицо, подозреваемое в правонарушении, не является на вызов, следователь имеет право прибегнуть к государственной силе. Если человек находится в Швейцарии, его доставит на допрос из любого места страны местная полиция. Если он пребывает за рубежом, следователь должен принять решение, к каким странам он может обратиться о выполнении ордера. Но если лицо, фигурирующее в ордере, является выходцем из государства, которое не выдает своих граждан, и скрывается в этом государстве, процедура практически блокирована. Ордер может пролежать без движения годы.
- Бородин в интервью "Трибюн де Женев" заявил, что как госчиновник обладает иммунитетом и намерен посетить в ближайшее время Финляндию и Великобританию.
- Это его дело.
- Действителен ли ваш ордер в этих странах?
- Я не намерен рассказывать о том, какие меры мы приняли и какие собираемся принимать.
- Выписаны ли такие же ордера против каких-либо других российских граждан?
- Всякое лицо, оказавшееся виновным в правонарушении в Швейцарии, вне зависимости от его гражданства, потенциально является объектом такого ордера. Выдачу ордера против упомянутых вами лиц я подтверждаю. Но я не намерен сообщать об остальных.
- Столповских обвинил Дево в стремлении присвоить его деньги, то есть, видимо, оставить их в Женеве.
- Наша политика состоит в том, чтобы в случае хищения госсредств возвращать их пострадавшей стране. С Россией пока такого случая еще не было, но Женева уже возвращала деньги Украине, Испании, Франции, Италии, Нигерии.
- Как вы оцениваете сотрудничество правоохранительных органов Швейцарии и РФ, которое, как утверждают некоторые, зашло в тупик?
- Я бы не стал говорить о тупике. Швейцарская сторона делает много, чтобы оказать содействие российским коллегам, когда у нас просят помощи. К сожалению, взаимность есть не всегда, но положение, похоже, меняется. Проблема состоит в том, обладают ли российские органы уголовного преследования достаточной независимостью от политической власти. Главное правонарушение явно совершалось в России и не могло не попасть в поле зрения российских властей, а через Швейцарию уходили расхищенные государственные средства. Все, что нам хотелось от правоохранительных органов РФ, - это достаточной независимости, чтобы они сами могли вести следствие.
- Генпрокурор РФ пригласил вас и следователя Дево в Россию для обсуждения вашего международного следственного поручения.
- Мы получили приглашения и обсуждали их. Но у нас есть основания сомневаться в целесообразности проведения встречи в Москве. Мы направили следственное поручение и ожидаем ответа.
|