В минувшую пятницу редкие посетители Ваганьковского кладбища могли стать очевидцами жутковатого зрелища. На одном из участков некрополя группа мужчин с озабоченными лицами окружила богато убранную могилу, а внутри кольца слышалось позвякивание лопат. Через некоторое время на поверхность был извлечен облепленный землей гроб. Его поместили в поджидавший на аллее фургон, и он выехал за ворота кладбища. Вполголоса переговариваясь, участники эксгумации вышли на улицу и вскоре разъехались на машинах с милицейскими номерами...
Объяснение произошедшему нам дали в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД России. Как выяснилось, на Ваганьковском кладбище была произведена эксгумация тела Геннадия Шульмана, президента финансово-строительной компании (ФСК) "Кейстоун", скончавшегося в июле прошлого года. Тело отправлено на экспертизу.
Для чего понадобилось тревожить прах покойного? Насколько известно, Геннадий Шульман скончался в возрасте 55 лет после продолжительной тяжелой болезни. В заключении врачей говорилось о рассеянном склерозе. Однако когда Шульмана, медленно угасавшего на глазах у сослуживцев и близких, не стало, некоторые были склонны полагать, что в его болезни и кончине "что-то не так". Прошло больше года, и как гром среди ясного неба - заявление в правоохранительные органы вдовы главы "Кейстоуна", в котором говорится о насильственном характере смерти Геннадия Шульмана. По утверждению заявительницы, перед смертью мужа она была лишена возможности видеться с ним, так как этому препятствовала одна из руководителей компании Елена Клименкова, впоследствии занявшая кресло главы "Кейстоуна". По статье 105 УК РФ (убийство) прокуратурой Химкинского района Московской области было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого и раскопали могилу на Ваганьковском.
Не исключено, что этот загадочный сюжет имеет отношение к другой скандальной истории, связанной с "Кейстоуном". За две недели до эксгумации тела Геннадия Шульмана, 3 января, Главное следственное управление ГУВД Москвы возбудило уголовное дело о пропаже 89 млн. долларов из 150 млн., выделенных Московским банком Сберегательного банка России ОАО ФСК "Кейстоун" в качестве целевой кредитной линии на строительство многофункционального офисного комплекса "Царев сад" на Софийской набережной. Дело возбуждено по статьям 159 и 174 УК (мошенничество и отмывание незаконных доходов).
"Царев сад" - один из самых амбициозных строительных проектов в Москве. Отчасти стилизованный под XVIII век комплекс строится напротив Кремля, в престижном соседстве с отелем "Балчуг-Кемпински" и зданием Центрального банка России. Возбуждение уголовного дела было инициировано Сбербанком России. По мнению его руководителей, хотя все 150 млн. долларов на строительство "Царева сада" "Кейстоун" получил в оговоренные сроки, работы на Софийской набережной продвигались неоправданно медленно. Возникло подозрение, что часть денег украдена, и к конце минувшего года в ГУБОП МВД России поступило соответствующее заявление.
В ходе расследования, к которому подключились правоохранительные органы Германии и Швейцарии, выяснилось, что деньги, перечислявшиеся с января 1998 года по февраль 2001 года на счета "Кейстоуна" в коммерческих банках, затем различными путями переводились на счет одной из фирм, зарегистрированной в княжестве Лихтенштейн, для последующей легализации. А в Сбербанк предоставлялись фиктивные документы на оплату работ, которые на самом деле не были выполнены. Всего таких счетов поступило на сумму свыше 89 миллионов долларов.
Если будет доказана причастность руководителей ФСК "Кейстоун" к пропаже многомиллионного кредита, им грозит до 10 лет лишения свободы. Однако неприятности могут быть и у Сбербанка. Дело в том, что кредиты на сумму свыше 100 млн. долларов предоставляются только по специальному указанию руководства Сбербанка, которое лично следит за его прохождением и реализацией. В данном случае речь идет о том, что высшие должностные лица Сбербанка обязаны были проверять каждый счет и смету на оплату работ, предоставленные "Кейстоуном". Однако тревогу забили лишь тогда, когда финансирование было закончено. Почему - на этот вопрос предстоит ответить следствию. А может быть, кто-то из представителей Сбербанка знал о схеме расхищения кредита, но был заинтересован в том, чтобы об афере узнали как можно позже?
Заметим, что это не первый скандал, связанный с исчезновением кредитов Сбербанка России. Неделю назад подала в отставку управляющий Смоленским отделением # 8609 СБ РФ - насколько известно, по причине невозврата кредита суммой от 10 до 30 млн. долларов. Весной прошлого года прокуроры нашли грубые нарушения в работе астраханского Сбербанка - там не возвращены кредиты на общую сумму более 120 млн. рублей и 3 млн. долларов, при этом банк занял наблюдательную позицию. А несколько месяцев спустя в Москве при загадочных обстоятельствах из инкассаторской машины Среднерусского банка Сбербанка России исчезли 700 тысяч долларов, и милиция подозревает, что к ограблению может быть причастен один из инкассаторов...
|