Мир сказок Оле-ЛУКОЙЛе
Для начала простой вопрос: Что мы знаем о компании "ЛУКОЙЛ"? С одной стороны - о существовании оной сегодня известно, пожалуй, каждому россиянину. С другой - согласитесь, мало кто из нас сможет вразумительно объяснить секреты ее феноменального успеха.
Тем временем уже в ближайшие месяцы вокруг этого крупнейшего и, бесспорно, самого могущественного нефтяного концерна страны может развернуться грандиозный скандал. Оказывается, еще в конце 1998 года налоговая полиция России возбудила против некоторых компаний-дочек ЛУКОЙЛа несколько уголовных дел. Отечественным нефтебаронам инкриминируются сокрытие и неуплата налогов в особо крупных размерах.
"Подумаешь, эка невидаль", - скажете вы. И во многом будете правы. Так получилось, что родное государство уже давно приучило нас не реагировать на подобные "шалости" со стороны доморощенных олигархов. Не секрет, с ними такое часто случается. Однако не стоит спешить с выводами. На этот раз ситуация, как мне кажется, куда более серьезней. Ибо речь теперь идет не просто о банальном воровстве из тощего государственного кармана. Под угрозу была поставлена непосредственно наша с вами безопасность.
Дело в том, что примерно с 1995 года ЛУКОЙЛ через сеть своих автозаправочных станций занимался реализацией автолюбителям "специфического" бензина. То есть попросту смешивал бензины и присадки различных марок и то, что получалось, продавал затем по ходовой цене. Смысл воровства, по мнению специалистов из ФСНП России, заключался в манипуляциях с акцизами на некоторые марки топлива и экономией на неуплате НДС. Очень похоже на мошенничество.
По самым скромным подсчетам, лишь федеральная казна потеряла на этой афере 4,5 млрд рублей.
А сколько при этом было обмануто (читай - обворовано) ничего не подозревавших водителей? Сколько автомобилей раньше времени оказалось выведено из строя? Сколько, наконец, человеческих жизней мы потеряли в результате связанных с этим дорожных аварий?..
Сегодня об этом можно только догадываться.
Внуки Василия Алибабаевича
Всенародно любимый персонаж гайдаевского шедевра "Джентльмены удачи", как вы помните, оказался на нарах за то, что разбавлял бензин ослиной мочей. Шутка, конечно... Все мы много раз от души смеялись над злоключениями обаятельного азиатского бедолаги...
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов - тоже человек восточный. Видимо, не случайно, что именно ему со временем удалось отыскать в этой экранной шутке свою долю правды. Причем коммерческую долю. Нет, слепо копировать методы работы гражданина Алибабаева руководство ЛУКОЙЛа не стало, а подошло к данному вопросу, так сказать, по-научному.
В начале 1995 года ЛУКОЙЛ заключил контракт со шведской фирмой "Dresser Wayne AB" на поставку в Россию топливораздаточных колонок Star-Ultra серии SU 900. Колонки, признаться, так себе - ничего особенного. Почему выбор нефтяников пал именно на них? Ответ, судя по всему, следует искать в небольшом абзаце из раздела "технические характеристики" агрегата. Читаем:
"... Колонки серии SU 900 позволяют производить смешивание бензина, имеющего различные октановые числа, и получать бензин, выдаваемый потребителю, с октановым числом заранее заданной величины".
... И закипела работа. По всей стране, как грибы после дождя, начали появляться современные автозаправочные станции и даже целые автозаправочные комплексы с гордой вывеской "ЛУКОЙЛ". К слову, сегодня таковых на территории России и в странах ближнего зарубежья насчитывается около тысячи.
Дела сразу пошли в гору. А как же иначе?! Для большинства обывателей разрекламированный лейбл самой мощной нефтяной компании в стране уже сам по себе являлся символом надежности и гарантией качества. Бедные автомобилисты даже и не подозревали, что, заправляясь дорогим 95-м или 92-м бензином, их баки почти наполовину заполнялись дешевым 76-м...
Дальше произошло то, что произошло. Бензиновые махинации под крышей ЛУКОЙЛа были вскрыты налоговыми органами сразу в 18 регионах России. Масштаб воровства составил сотни миллионов долларов. Деньги эти, естественно, нигде не учитывались, а напрямую оседали в карманах респектабельных лукойловцев.
Казалось бы, все ясно... Федеральная служба налоговой полиции возбудило против ЛУКОЙЛА уголовное дело. И вдруг...
Ситуация резко изменилась, когда об афере узнал первый вице-премьер правительства РФ Николай Аксененко. Он лично взялся разобраться с виновными, сильно гневался и, говорят, даже стукнул кулаком по столу.
Меры были приняты незамедлительно. Возмущенный Николай Емельянович распорядился создать на базе Минтопэнерго специальную межведомственную комиссию... "для выяснения обстоятельств".
... от ЛУКавого
С тех пор прошло уже полгода. Комиссия работает не покладая рук. Целых полгода высокопоставленные чиновники ломают головы, решая важнейший для страны вопрос. А именно - является ли смешивание разного бензина производством нового бензина или нет... Уголовное дело, понятно, приостановлено.
Впрочем, разбирательство с ЛУКОЙЛом отнюдь не затихло. Я не знаю, сколько еще межведомственная комиссия будет "выяснять обстоятельства". Наверное, вечно... Сейчас гораздо интересней другое.
Нам удалось выяснить, что, отсылая свое распоряжение в Минтопэнерго (кстати, до конкретных исполнителей оно так и не дошло и находится сегодня в единственном экземпляре у "хозяина" министерства Виктора Калюжного), первый вице-премьер приложил к нему и подписал одно весьма любопытное "закрытое" дополнение. Главе Минтопа было рекомендовано срочно создать при министерстве некий резервный фонд, якобы "на случай непредвиденных ситуаций на предприятиях ТЭК России..."
Теперь отгадайте, кто, по замыслу Аксененко, должен был стать первым вкладчиком в этом фонде?..
... Абсолютно верно. А дабы Вагит Алекперов долго не сомневался, ему был сделан просто королевский "подарок". Невозможно представить, чем руководствовался господин Калюжный и какое он на то имел право, но только сумма ущерба, принесенного государству ЛУКОЙЛом в результате махинаций с бензином, волевым решением главы Минтопа в одночасье была снижена с 4,5 млрд рублей (как насчитали специалисты-налоговики) до 1,6 млрд. Причем возвращать их в казну оказалось вовсе не обязательно. Денежки должны были осесть на счетах как раз того самого новоиспеченного фонда.
Надо полагать, стороны быстро пришли к консенсусу.
Вот и все!.. Таким образом первый вице-премьер правительства России Николай Аксененко при помощи своего верного соратника Виктора Калюжного заимел собственный резервный фонд и теперь рассчитывает регулярно пополнять его за счет других нефтяных предприятий - государственных должников. ЛУКОЙЛ продолжает возводить красавцы-заправки и "радовать" своей продукцией россиян (только в Московской области компания планирует построить около двухсот АЗС). Сам господин Алекперов "за особые заслуги перед родиной" был удостоен в 1998 году Государственной премии. Уголовное дело против его "империи" медленно, но верно спускается на тормозах. В федеральный бюджет, как обычно, не возвращено ни копейки...
Короче, все довольны... А что же касается нас, простых налогоплательщиков и потребителей, то здесь вообще говорить не о чем. Скорее всего мы бы с вами никогда ничего об этой афере и не узнали, если бы в редакции "Новой газеты" не появились соответствующие документы. Спокойно продолжали бы заправляться от "хитрых" лукойловских бензоколонок, гробить машины, попадать в аварии...
А ведь действительно простой вопрос: Что мы знаем о компании "ЛУКОЙЛ"?
Долгое время отношение журналистов к российскому нефтяному гиганту выстраивалось по принципу: "Либо хорошо, либо ничего". Периодически в прессу вбрасывалась информация о новых выдающихся достижениях компании и... И все! Ни одной мало-мальски заметной критической статьи...
Что ж, похоже, настало время познакомиться поближе. "Новая газета" начинает свое независимое журналистское расследование деятельности этого "экономического чуда". Продолжение темы - в ближайших номерах.
P.S. И все-таки странный народ - эти наши олигархи. Мне кажется, что я наконец-то понял, в чем заключается их феномен. Сколько бы вы не дали им собственности, скважин, приисков, разрезов, квот, льгот и кредитов - подарите им хоть все золото мира - они все равно будут разбавлять бензин ослиной мочей.
Мир сказок Оле-ЛУКОЙЛе-2
Мы не случайно выбрали для нашего журналистского расследования деятельности самого мощного нефтяного концерна России именно такой заголовок. Маленький волшебный человечек Оле-Лукойе, по словам некогда придумавшего его Ганса Христиана Андерсена, был великим мастером сочинять сказки. Наш Оле-ЛУКОЙЛе, как выяснилось, мифотворец ничуть не хуже.
Правда, он не рассказывает свои сказки детям на ночь. Он вообще предпочитает много не рассказывать. И если Оле-Лукойе в переводе с датского означает "Закрой глазки", то Оле-ЛУКОЙЛе вполне можно было бы перевести как "Закрой глазки, ушки, а также рот".
Однако от этого его творчество не становится менее интересным. Каждый, кто захочет подробнее ознакомиться с деятельностью этой отечественной нефтяной империи, без труда найдет здесь и свою историю о гадком утенке, и о стойком оловянном солдатике, и даже о голом короле...
Впрочем, обо всем по порядку. В прошлый понедельник мы уже рассказали читателям "Новой газеты" о грандиозной бензиновой афере, которую компания "ЛУКОЙЛ" осуществила на территории нашей страны. Несколько лет через сеть своих автозаправочных станций лукойловцы занимались продажей ничего не подозревавшим водителям разбавленного бензина. Только государственной казне, по самым скромным подсчетам налоговых полицейских, был нанесен ущерб в размере 4,5 млрд рублей... Не говоря уж о десятках тысяч обманутых автолюбителей.
...Наша публикация не осталась незамеченной. Работа по уже было похеренному уголовному делу в отношении махинаторов резко активизировалась. Более того, "сказками Оле-ЛУКОЙЛе" всерьез заинтересовались специалисты Счетной палаты РФ. Начата выборочная проверка центральной компании "ЛУКОЙЛ". Созданная для этих целей специальная комиссия приступила к изучению документов и сбору информации о нарушениях нефтяников, связанных с уклонением от уплаты налогов в федеральный бюджет.
Любимец "добрых фей"
Справедливости ради отмечу, что это уже не первая попытка Счетной палаты разобраться с экономическим гигантом. Нечто подобное наблюдалось в начале 1997 года, когда государственные аудиторы дорвались до "святая святых" ЛУКОЙЛа - бухгалтерской отчетности. Результат - в компании были выявлены грубейшие финансовые нарушения.
Об итогах проверки немедленно доложили руководству Госдумы и направили материалы в бюджетный комитет. Тот, в свою очередь, обратился в службу Валютно-экспортного контроля России с просьбой создать оперативно-следственную бригаду с подключением к ее работе сотрудников правоохранительных органов. Последовала череда обысков, выемок, экспертиз... Обнаруженные следственной бригадой документы свидетельствовали, что компания "ЛУКОЙЛ", занимаясь вывозом нефти за границу, систематически уклонялась от уплаты государству налогов в особо крупных размерах. Собранные против руководителей ЛУКОЙЛа доказательства были настолько впечатляющими, что ВЭК даже планировал возбудить в отношении последних уголовное дело и требовал вернуть в бюджет значительные финансовые суммы (с учетом штрафных санкций).
Но не тут-то было. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов был прекрасно осведомлен о результатах проверки и возможных уголовных преследованиях. Поняв, что пахнет жареным, нефтяной король лично обратился в правительство России с просьбой не судить его строго, а проще говоря, замять скандал в самом зародыше, пока он еще не получил общественного резонанса.
Чиновники не остались глухи к мольбам Вагита Юсуфовича. Ну как же можно отказать такому уважаемому человеку?! В июне 1997 года тогдашний председатель правительства Виктор Черномырдин своим постановлением (только для одной компании!) разрешил ЛУКОЙЛу особенно не спешить с возмещением принесенного государству ущерба, тем самым фактически "похоронив" все, что удалось сделать до этого оперативно-следственной бригаде.
Очень любопытная деталь. За два месяца до упомянутого "эпохального" решения премьера Вагит Алекперов вдруг резко проникся любовью к общественно-политическому движению "Наш дом - Россия", лидером которого, как известно, является все тот же Черномырдин. В апреле 1997 года хозяин ЛУКОЙЛа был избран членом центрального совета НДР.
...Как и положено великому современному сказочнику, Оле-ЛУКОЙЛе быстро понял, что счастливый либо несчастливый конец той или иной истории в конечном итоге зависит от количества присутствующих в сказке добрых фей. Зачем ждать волшебных превращений, когда их можно элементарно купить. Да и понадежнее будет...
Неделю назад, в нашей предыдущей статье, мы рассказали об аналогичном случае, произошедшем с господином Алекперовым и первым вице-премьером правительства России Николаем Аксененко. Дабы притормозить уголовное дело по факту бензиновой аферы ЛУКОЙЛа, Вагиту Юсуфовичу пришлось стать почетным (первым!) вкладчиком в срочно созданном по инициативе Аксененко резервном фонде. Вместо того чтобы вернуть в казну 4,5 млрд рублей, главный лукойловец "порадовал" Николая Емельяновича, переведя на счет его детища скромные 1,6 млрд.
Интересно, сколько в жизни руководства ЛУКОЙЛа было еще таких волшебных историй?!
Алек Первый и первый вице-премьер
Собственно, сама компания "Лангепас-Урай-Когалым-нефть" (сокращенно ЛУКОЙЛ) была зарегистрирована 25 ноября 1991 года как структурное подразделение Министерства топлива и энергетики. То есть являлась, вы не поверите, государственным предприятием. Единственный учредитель - правительство РФ. Правда, длилось это недолго.
5 апреля 1993 года на основании указа президента Ельцина N 1403 ЛУКОЙЛ преобразовали в частную контору. Утвержденный Черномырдиным устав фирмы не оставлял никаких сомнений: "...Компания является собственником имущества, переданного ей в качестве вкладов в основной капитал ее учредителями и акционерами..."
А это - крупнейшие нефтяные предприятия России из Волгограда, Тюмени, Перми, Челябинска... Десятки тысяч рабочих... Порядка 65 млн тонн ежегодно добываемой нефти... Многомиллиардные валютные обороты...
Ну чем не сказка?! Вчерашний госслужащий Вагит Алекперов в одночасье превратился из скромного чиновника во влиятельного олигарха (по прозвищу Алек Первый) и одного из самых богатых людей страны.
Как Вагит Юсуфович распорядился свалившимся на него клондайком - разговор особый. Мы обязательно посвятим этому отдельную публикацию. Пока приведу лишь небольшой пример.
В ходе проверки принадлежащей ЛУКОЙЛу компании "Архангельскгеологодобыча" (АГД) по выполнению лицензионных обязательств, связанных с освоением месторождений на территории Ненецкого автономного округа за 1997-1998 годы, выяснилось, что из 18 лицензионных участков геодезические и сейсмологические работы осуществлялись только на двух. ЛУКОЙЛ практически вообще не финансировал АГД, не обустраивал месторождения и (что, видимо, стало уже в порядке вещей) не проводил никаких отчислений в бюджет. Неоднократные требования местных органов власти по выполнению финансовых обязательств руководство компании попросту игнорировало.
Зачем Вагиту Юсуфовичу вкладывать деньги в то, что и так досталось ему на халяву? Действительно, куда заманчивее, шибко не напрягаясь, тупо опустошать бывшие народные закрома, гнать нефть на Запад, получать от этого сверхприбыли... а там, глядишь, родное государство подкинет очередной лакомый кусок федерального пирога. Точнее - государственные чиновники. А еще точнее - "добрые феи".
Недавняя история поглощения ЛУКОЙЛом крупнейшей нефтяной компании "Коми ТЭК" общеизвестна. Империя Вагита Алекперова стала еще более могущественной. Шутка ли... На балансе "Коми ТЭКа" находятся 50 месторождений, на 27 из них ведется промышленная разработка. Объем экспорта сырой нефти за семь месяцев 1999 года составил около 1 млн тонн на сумму почти 90 миллионов долларов.
В результате приобретения "Коми ТЭКа" общие запасы нефти ЛУКОЙЛа выросли на 25 процентов и составляют сегодня уже 4 млрд тонн.
Еще несколько месяцев назад об этой "сделке века" наперебой трубили все центральные средства массовой информации. Казалось бы, ничего не ускользнуло от глаз дотошных журналистов.
И снова иллюзия... Самая любопытная и, пожалуй, важная глава этой сказки до сего дня находилась, так сказать, за семью печатями. И неудивительно.
Дело в том, что 22 сентября 1999 года в кабинете у первого вице-премьера Николая Аксененко состоялось закрытое совещание, на котором наряду с министром природных ресурсов Яцкевичем, первым замминистра топлива и энергетики Кочневым, первым замминистра по налогам и сборам Смирновым и замминистра экономики Шамраевым присутствовали руководители ЛУКОЙЛа во главе с президентом компании Алекперовым. Результатом совещания стал протокол N НА-П7-62 пр. "О мерах по развитию добычи нефти в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (на территории Республики Коми, Ненецкого автономного округа и Архангельской области)".
Теперь внимание! Под нажимом Аксененко на совещании была одобрена концепция ЛУКОЙЛа по деятельности в этом "золотом" регионе. Более того, ЛУКОЙЛу были выданы соответствующие правительственные гарантии. Местным органам исполнительной власти рекомендовано не применять в отношении "Коми ТЭКа" и его дочерних структур каких-либо санкций, включая отзыв лицензий на право пользования недрами, а также взимание штрафов - в том числе и по суммам, ранее не уплаченным в местные бюджеты. Плюс к этому региональным властям предложено принять необходимые меры и решить вопрос по созданию условий благоприятного инвестиционного и налогового режимов для ЛУКОЙЛа, "Коми ТЭКа" и их дочерних структур. В дополнение рекомендовано до 2003 года не предпринимать никаких действий по возбуждению дел о несостоятельности ни против самого "Коми ТЭКа", ни против его "дочек".
Согласно протоколу совещания, федеральные министерства получили от Аксененко прямые указания. Так, например, Министерству по налогам и сборам было приказано в двухнедельный срок подготовить предложения о распространении на "Коми ТЭК" и его дочерние фирмы условий реструктуризации задолженности. Минфин обязан провести подобную реструктуризацию по чрезвычайным займам международного и европейского банков реконструкции и развития (к слову, предоставленным под гарантии правительства России). Минтопэнерго и Межведомственная комиссия по вопросам использования магистральных нефтепроводов должны обеспечить ЛУКОЙЛу сверх утвержденного баланса дополнительные объемы добычи и экспорта нефти.
Другими словами, первый вице-премьер фактически узаконил положение ЛУКОЙЛа как государства в государстве. Если к нему и будут применяться российские законы, то в весьма "специфическом" виде. Никаких уголовных дел, санкций, проверок... Твори, что хочешь.
А какая же тут польза для государства? - спросите вы. Да абсолютно никакой. По мнению экспертов, подобная политика наносит прямой удар по национальным интересам России, объяснимый разве что беспрецедентной коррумпированностью правительственных чиновников.
И еще. Как следует из протокола, ЛУКОЙЛ объявлен "неприкосновенной персоной" до 2003 года. Почему так?
Возможно, потому что 2003 год - год очередных парламентских выборов. Видимо, нынешние "добрые феи" ЛУКОЙЛа дольше продолжать свою сказку и не планируют...
Суперблеф ЛУКОЙЛа
1. "Империал" - кость в горле империи Вагита Алекперова
Несколько лет назад на финансовом небосклоне страны засиял ныне печально известный "всемирной истории" банк "Империал", основными учредителями которого были "Газпром", ЛУКОЙЛ и "Зарубежнефть". Именно через этот банк ЛУКОЙЛ пропускал почти весь доход от экспортной продажи сырья. "Империал" обслуживал лукойловские объемы до 3,5 млрд долл. в год, легально оставляя себе примерно 200 млн. Однако лопнул, несмотря на могущество учредителей. Причина, похоже, в плоскости правоохранительных органов. Бывший президент банка С. Родионов, уходя из банка, грузовиками вывозил документацию. Заметал следы...
"Всемирная история" банка "Империал" еще не закончилась. Те, кто украл оттуда, пытаются его обанкротить. Другие хотят продлить жизнь. Но очевидно, что если все остальные достижения ЛУКОЙЛа такие же, как в банке "Империал", то империю нефтяников ждут не лучшие времена.
2. Блеф №2: грамотная организация нефтедобычи
ЛУКОЙЛ известен большими объемами добычи нефти. В России он почти монополист по объемам, будучи частной компанией. Недавно ЛУКОЙЛ объявил, что всерьез и надолго пришел в Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию. Население Республики Коми и Ненецкого АО поначалу воодушевилось. Но не тут-то было.
Рассказывает руководитель Республики Коми Юрий Спиридонов:
- ЛУКОЙЛ демонстрирует очень оптимистические цифры - инвестиции он в 5 раз увеличивает на разработку наших месторождений, кадровую политику обещает проводить по согласованию с нами... Но в регион не попадает ни копейки, хотя мы обещали и обеспечиваем самый благоприятный режим работы для ЛУКОЙЛа... Мы относились к этой кампании с осторожным оптимизмом, но первые контакты с ЛУКОЙЛом долю оптимизма значительно уменьшили, а долю осторожности увеличили...
Уверен, что солидарен с главой Коми и губернатор Ненецкого округа Владимир Бутов, - ЛУКОЙЛ ведь так и не освоил ни одну лицензию, выданную ему "Архангельскгеолдобычей", не вложил ни цента!
ЛУКОЙЛ всюду утверждает, что владеет 98% акций "Коминефти" (крупнейшая нефтедобывающая организация в Коми - 3,5 млн тонн нефти). Пока никто не видел ни одного документа, подтверждающего права нового владельца. Возможно, потому, что речь идет всего лишь о договоренностях между Алекперовым и бывшим (?) владельцем Григорием Березкиным.
Снова серьезный блеф, продиктованный экспансионистскими устремлениями ЛУКОЙЛа. Юридическая корректность, похоже, не в почете у руководства компании. В ходу - открытый нажим, попытки диктовать свою волю, опираясь на лобби в правительстве и на сознание собственной безнаказанности. Так, недавно ЛУКОЙЛ попытался прибрать к рукам ЗАО "Северная нефть". Однако твердая позиция, которую заняли Юрий Спиридонов и мэр города Усинска, а также коллектив компании, вынудили лукойловцев отступить. Видимо, ненадолго.
Почему же Алекперов действует столь нагло? Может быть, потому, что имеет "крышу"? Двойную - в Минтопэнерго и Белом доме.
3. Министр Калюжный и вице-премьер Аксененко.
Эти руководители известны своим особым отношением к компании "ЛУКОЙЛ". Не буду говорить о каких-то личных их интересах - не пойман - не вор, но из источников в правоохранительных структурах известно, что Виктор Иванович Калюжный обладает значительной собственностью за рубежом.
Наша газета уже писала о действиях ЛУКОЙЛа на ниве создания новых видов бензина путем смешения. Но известно также и другое - смешение присадок и низкооктанового бензина, акцизы на который ниже.
- Вот так мы и заправляемся 76-м, - пишут нам читатели, - присадками, - "доведенным" до 92-го...
Похоже, ситуацию с супермонополистом выправит лишь возврат контрольного пакета акций в руки государства. Ведь создан был ЛУКОЙЛ на основе государственной собственности, на этой же основе он и развивался. Речь идет не о деприватизации, а о наведении элементарного порядка. В нашей стране, к сожалению, так и не отлажены правила рыночной экономики. И в этих условиях ТАКОЙ монополист просто не нужен.
Поговаривают, проект указа уже подготовлен...
Вагит, нажми на тормоза...
Руководство нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" постоянно декларирует социальную направленность любой своей региональной программы: нефть - нефтью, но главное, мол, забота о людях.
Телефонные звонки из приполярного Коми города Усинска показали в очередной раз, что ЛУКОЙЛ выдает "блефотину"...
- Спросите Алекперова, - настаивал один из обратившихся в редакцию северян, - понравилось бы ему, если рядом с его домом стали бы сооружать бензозаправку с автомойкой?
Оказывается, первым строительным объектом пришедшего в этот северный город ЛУКОЙЛа стал не детсад, не жилой дом и даже не снежный городок, а автозаправочная станция в центре Усинска - в метрах 70 от многоквартирного дома (ул. Ленина, 3). В своем рвении поскорее отгрохать заправку, которая будет приносить вожделенную наличку, лукойловцы пренебрегли экологической экспертизой, "забыли" согласовать проект с природоохранными структурами, санэпиднадзором и ведут строительство круглосуточно.
Столь наплевательское отношение к здоровью и безопасности "аборигенов" наглядно свидетельствует о том, что ЛУКОЙЛ и цивилизованный нефтяной бизнес - понятия пока несовместимые...
Виктор Калюжный: Да, я лоббист. Но интересов государства
Главные тэковцы страны признавались и в проведении политики протекционизма, и в том, что почти все нефтяные компании России занимаются смешением разных видов бензина. Не скрывали и личной дружбы с нефтемагнатами, на самолетах которых летают в командировки.
Но все это делается, как объяснили нам руководители нефтянки, только исходя из интересов страны, которой Минтопэнерго хочет дать побольше нефти...
- Виктор Иванович, вы служите министром чуть более полугода, но уже заработали репутацию ярого антирыночника. Вы что, на самом деле против рыночных отношений?
Виктор Калюжный - Нет, конечно. Но при мне Мин- топэнерго твердо встало на позицию государственного усиления в ТЭКе. И если бы этого не произошло, я бы не утверждал сейчас уверенно, что нефтяники сделали все для того, чтобы зима проходила без сучка и задоринки. Мы увеличили внутренний рынок, смело брали для него экспортное сырье, существенно подняли внутреннюю переработку, выпустили картельное соглашение, за которое нас ранее не критиковал только ленивый. Тон этой критике задал, как помню, Анатолий Чубайс, назвавший картель глупостью. Но именно эта "глупость" позволила эффективно регулировать цены на топливо, обеспечить им северные регионы, уборку урожая, армию и другие силовые структуры. Процесс регулирования цен мы видим лишь через наполнение рынка. Такие вот мы "антирыночники".
В то же время о каком рынке может идти разговор, если мы не выплачиваем своевременно работникам зарплату, если у архангелогородцев топлива осталось на один (!!) день, если долги коммунальщиков перед тем же "Архангельскэнерго" около 600 млн рублей? Какой, к черту, рынок, если практически не работают банки, в ходу бартерно-зачетные схемы, лимиты потребления обеспечены бюджетным финансированием на 50%. Рынок... Мы можем к нему готовиться, внедрять его отдельные элементы, но полностью перейти ныне на рыночную схему просто нереально. Минтопэнерго пытается выстроить сегодня государственную линию, но никуда не деться от факта: 90% нефти - сейчас частная собственность...
- ...Которую российские нефтемагнаты с вашего позволения все больше и больше гонят на Запад, "выколачивая" из Минтопа дополнительные графики поставок сырья!
ВК - Сегодня мы поменяли идеологию экспорта, ушли от госпрограмм, дополнительных графиков, переориентировались на внутренний рынок, не выдаем никаких дополнительных квот, не держим никаких фондов. За полгода работы министром я не подписал ни одного экспортного графика...
- Но экспорт-то увеличивается! 30% добываемого сырья уходит за границу.
Александр Кочнев - Это за счет поставок в ближнее зарубежье... А вот в дальние страны российские нефтяные компании отправили в 1999 году на 4,4 млн тонн меньше, чем в 1998. За нынешний год поставки нефти на НПЗ России увеличились более чем на 7 млн тонн. Возросла на 5,5 млн тонн и переработка. Минтоп старается разворачивать нефтяные потоки на внутренний рынок. Нельзя, конечно, утверждать, что мы не принимаем никаких решений по дополнительным поставкам нефти: есть и корректировки, и переброски по направлениям. Есть увеличение экспорта по разным объективным причинам. Но все подобные решения согласовываются с межведомственной комиссией...
- ...Председателем которой, если не ошибаемся, является первый замминистра господин Кочнев?
АК - Да, это так. Но наша комиссия распределила уже весь баланс с первого квартала 2000 года, до копеечки! До тонны! Каких-то свободно "болтающихся" ресурсов нет. Мы объединили ресурс нефтеперерабатывающих заводов России и Белоруссии, а все остальное - экспорт. У всех нефтяных компаний страны осталась только одна возможность увеличить свой экспорт - за счет сверхбазовой добычи.
- Так они могут занижать ее, и вновь по кругу пойдет набивание карманов!
АК - Исключено. Мы исходим только от факта: прошел квартал - определили, сколько компания добыла сверх базы. И мы ей разрешаем эту долю проэкспортировать в следующем квартале, и доля эта автоматически войдет в базовую добычу.
- Господин Ходорковский считает, что Минтопэнерго создало резервный фонд - 6 млн тонн нефти...
ВК - Мы что, самоубийцы?! Какой резервный нефтяной фонд, зачем? Чем сейчас можно замарать руководителя, вы знаете: есть, мол, у него счета, фонды, собственность за рубежом. И ваша газета, кстати, отметила, что я якобы имею за границей какую-то собственность. Буду только рад, если меня за "это" привлекут к ответственности, и вдвойне рад, если обнаруженную "мою" собственность передадут какому-либо российскому детскому дому!
Хочу, чтобы россияне знали, что их Минтопэнерго начало с государственным подходом наводить порядок. И прежде всего занялись мы наведением порядка в своих стенах - сделали солидный ремонт в здании. Чтоб не стыдно было в нем принимать нефтяников.
- А мы слышали, что весь этот великолепный ремонт отгрохал ЛУКОЙЛ... Частная, между прочим, компания.
ВК - В этом здании расположено и РАО "ЕЭС России", которое профинансировало большую часть ремонта. Помогли в нем и государственные деньги, которые шли через "Зарубежнефть" по расчетам с Вьетнамом. Средства согласились перечислить практически все нефтяные компании, в том числе и ЛУКОЙЛ...
АК - Мы никого из нефтяников не заставляли, они самостоятельно выразили желание поучаствовать в ремонте... Неприятно ведь входить в обшарпанное, прошедшее через пожар здание...
- Виктор Иванович, у нас есть факты, свидетельствующие о том, что вы лоббируете НК "ЛУКОЙЛ". Зачем вы это делаете?
- Да, я - лоббист. Но интересов государства. А сегодня частная компания "ЛУКОЙЛ" играет по правилам государства. Это плохо? Месторождения должны разрабатываться комплексно, и лучше всех это может и делает ЛУКОЙЛ. А вы не задавались вопросом, почему развалился не ЛУКОЙЛ, а "СИДАНКО"? Отвечу. Потому что в последнем правят "чудаки", создавшие механизм развала и развалившие нефтяную компанию. Мы же с февраля 1998 года в силовом варианте создавали механизм сохранения "СИДАНКО" и просили в течении года руководство "СИДАНКО" определить: по какому пути эта компании должна развиваться. Действия "СИДАНКО" нарушили единую систему баланса, фактически произошла трагедия, когда выклиниваются "Черногорнефть", "Кондпетролеум", а значит, остаются без ресурсной базы и Норси, и Москва... Вот поэтому я лоббист! Моя задача - не раздавать; если честно, Калюжный с удовольствием бы отнял и отдал все государству!
- А зачем отнимать, вы и так инициируете создание Госнефти...
ВК - Не получается пока. В силу конкретных обстоятельств.
- Чем вызваны эти обстоятельства?
ВК - Условиями! То предвыборная кампания в Думу, и каждый пытался использовать выборы в нужной ему мере... Теперь впереди - президентские выборы... Был я недавно у премьера, попросил: давайте, Владимир Владимирович, снимем вопрос по Госнефти до выборов президента. Придет новый президент и решит, как дальше развиваться ТЭКу.
- Что изменится?
ВК - Может, и ничего, но... Чтобы не было игры...
АК - Вы говорите о лоббизме. А как же нам не лоббировать ЛУКОЙЛ, если у него на каждой скважине порядок, болты покрашены, чистота неописуемая? Сейчас ЛУКОЙЛ, например, пришел в Коми, и слава Богу! Кто там раньше занимался нефтедобычей? Григорий Березкин, который за всю свою жизнь ни к одной скважине близко не подходил, а только махинировал денежными потоками. Его команде было наплевать на техническое производство - насоздавали десятки структур, растащили весь Коми ТЭК на клочки. ЛУКОЙЛ же сегодня пытается всеми правдами и неправдами собрать тамошнее хозяйство в единый комплекс.
- Но позвольте, вы недавно взяли на работу в Минтоп правую руку Березкина - Григория Гуревича, который четко реализовывал все преступные, на ваш взгляд, задумки своего шефа. Ведь Гуревич являлся первым заместителем председателя правления "Евросевернефти", которая управляла Коми ТЭКом. Если следовать вашей логике, то именно эти два "брата-акробата" довели нефтяную отрасль северной республики до плачевного состояния. Зачем же вы взяли в штаб ТЭКа России такую одиозную фигуру?
ВК - Ваш вопрос по Гуревичу, наверное, резонен, и вы отчасти правы, но... Любой заместитель в обход первого руководителя ничего не делает... Мы сейчас, например, не можем в балансе "Транснефти" найти почти миллион тонн, слышите, мил-ли-он (!) тонн нефти. Что же мы хотим и сможем получить от такой Думы, если она "получила" Савельева?! А один млн тонн сырья - это, между прочим, 80 млн долларов...
Словом, все проплачено наперед. Решая в свое время вопрос о пребывании Савельева на посту главы "Транснефти", мы столкнулись с дилеммой: либо мы закрываем глаза на хаос в крупнейшей бюджетообразующей компании, и продолжается прохождение денег мимо госказны, либо наводим порядок. Потому мы и приняли быстрое, даже скоротечное решение, за которое нас можно критиковать. Но лучше - поблагодарить за наведение порядка...
- А за смешение разных видов бензина тоже следует благодарить? Или вы отрицаете такие факты?
ВК - Бензин смешивают все нефтяные компании...
АК - И ослиной мочой его никто не разбавляет! Даже в советское время на разных заправках было разное качество бензина. И эту старую "традицию" мы можем и переживем, и работать будем цивилизованно. Я знаю щепетильность ЛУКОЙЛа и никогда не поверю, что эта НК где-нибудь и когда-нибудь пойдет на значительное ухудшение качества своего бензина. И вообще, как только мы получим подтверждение, что смешение бензина, присадок является производством нового продукта, этот продукт будет загостированя, и будут определены рамки его использования.
- А материалы по прежнему, незаконному, его использованию вы направите в правоохранительные органы?
АК - Эти данные мы отдаем в Госкомстат, Госстандарт. Последний определит коды, ГОСТы и т. д. К использующим негостированное топливо будут применяться жесткие законодательные меры.
- Наша газета публикует острокритические материалы по деятельности НК "ЛУКОЙЛ". Ваше мнение об этих публикациях?
АК - Вы своими материалами подрываете имидж одной из лучших российских нефтяных компаний!
- Но против этой "лучшей компании" налоговая полиция возбудила уголовное дело. Оно было заведено по факту свершения действий, подпадающих под конкретные статьи Уголовного кодекса.
АК - Когда это было?
- В прошлом году.
АК - Давно. Время так быстро бежит... Поймите, ЛУКОЙЛ - это национальная компания, какая бы форма собственности у нее ни была. ЛУКОЙЛ - национальное достояние, так как недра, на которых работает эта НК, принадлежат государству, и оно делит с НК прибыль.
ВК - Сейчас наша идеология такова: чем сильнее нефтяные компании, тем сильнее государство, его регионы, на территории которых трудятся коллективы этих компаний.
- Нам кажется, вы отчасти сами провоцируете непонимание между руководством Минтопэнерго и журналистской братией. Поясним. Вы открыто, если не лоббируете, то признаетесь в симпатиях к частной нефтяной компании, вас часто можно увидеть на лукойловских бортах. Конечно, вы люди информированные, но не можете знать всего, что творится в ЛУКОЙЛе. Предположим, завтра всплывут явно криминальные факты по ЛУКОЙЛу. А ведь вместе с ними всплывут и ваши имена...
ВК - А как построить работу? Как мне себя вести с Алекперовым, которого знаю четверть века? До 18.00 мы с ним - партнеры, после 18.00 - друзья... По самолетам. А на чем летать? Ведь мне приходится оперативно, нередко в течение суток решать острейшие вопросы по ТЭКу в разных регионах страны. И потом, ЛУКОЙЛ мне вовсе не оплачивает индивидуальные полеты. Обычно-то летаем делегацией, в которую, как правило, входят представители различных ведомств. Но с вами согласен: такого надо бояться. Ну а если Вагита государство уличит в чем-то неблаговидном, то пусть оно с ним и разбирается в установленном законом порядке... Я как чиновник веду абсолютно независимую линию, я - на позициях государства. У меня нет каких-либо связывающих меня обязательств перед нефтяными компаниями, поэтому мне с ними легко работать. Но что бы ни случилось с Алекперовым, плевать в его сторону никогда не буду: мужики мы.
- Последний вопрос. Какова позиция Минтопэнерго по ТЭКу Чечни?
АК - Будем помогать этой республике восстанавливать ТЭК, но прежде всего надо определить вопросы собственности. Чья она, кто за нее отвечает, каковы механизмы финансирования? Раз мы вместе с чеченским народом многое разрушили в этом субъекте РФ, значит, вместе нам и восстанавливать. А ведь в Чечне была лучшая в СССР электроэнергетика! И разрушена она процентов на 60 вовсе даже не боевыми действиями. Разворовали. Кто - судить не мне...
- Благодарим за интервью, с наступающим Новым годом!
|