21 января исполняется 78 лет со дня смерти человека, которого несколько лет тому назад все школьные учебники именовали не иначе, как "вождь мирового пролетариата, основатель коммунистической партии и Советского государства". Сейчас все намного проще. Память о том, "кто живее всех живых", угасает с каждым днем. Отброшены в сторону пафосные эпитеты, забыты высокие звания и высокопарные характеристики Ильича, или, совсем ласково, дедушки Ленина. Однако Самара вряд ли забудет Владимира Ульянова. Такое количество обелисков, памятников и мемориальных досок, сколько украшает наш город, наверное, не встретишь больше нигде.
В деревню, в глушь, в Самару
Историки придают большое значение самарскому периоду в жизни Ленина. По их свидетельствам, именно в нашем городе у юного Володи начинают формироваться политические взгляды, здесь он становится искусным оратором и прекрасным писателем.
Семья Ульяновых прибывает на речной вокзал Самары 4 мая 1989г, и этот день стал точкой отсчета в самарском периоде жизни Ленина.
Перебраться из Казани в Самару семья Ульяновых решила не случайно. В 17 лет Володя уже успел "отличиться": за участие в студенческой сходке юный Ульянов был арестован, заключен в тюрьму, исключен из университета и даже выслан под негласный надзор полиции в деревню Кокушкино. Печальный опыт родного брата не выучил Владимира. Даже проведя в ссылке полтора года, он все равно продолжает участвовать в одном из марксистских кружков.
Разумеется, как и всякая мать, Мария Александровна Ульянова не была в восторге от антигосударственных интересов сына. Она решила увезти Володю подальше от неизлечимо больных идеей революции друзей-студентов. Мысль о том, что сын займется сельским хозяйством и забудет о своих нездоровых политических пристрастиях, заставила ее купить в Самаре имение на хуторе близ деревни Алакаевка и переехать туда вместе со всем семейством. Однако надежды матери не оправдались. Хозяйственник из Володи вышел никудышный. "Я начал было, - вспоминает потом Владимир, - да вижу - нельзя, отношения с мужиками ненормальными становятся".
Под "чутким руководством" Володи имение перестало приносить какие-либо доходы. Окрестные земли и мельницу пришлось сдавать в аренду. На вырученные с этого деньги Ульяновы решают снять себе зимнюю квартиру в Самаре. В конце 1889 года Мария Александровна вместе со своими детьми переезжает на улицу Дворянскую (ныне Куйбышева, 7) в дом Марка Елизарова, мужа старшей дочери. Спустя три недели они перебираются в дом Кулагина на Полицейской площади (сегодня Степана Разина, 10). Жилье оказалось неудобным, к тому же в двух шагах от дома находился полицейский участок. Такое соседство совершенно не прельщало Марию Александровну: за всеми Ульяновыми, вплоть до крошки Маняши, велось наблюдение как за семьей политического преступника. Так что через 13 дней Ульяновы въезжают в дом Каткова на Воскресенской улице (Пионерская, 6). Комнаты оказались сырыми, и дети стали очень часто болеть. Семья покинула и этот дом. Кстати, спустя 81 год, к столетию со дня рождения Ленина, в этот доме откроется детская музыкальная школа. Видимо, детям XX века сыро в доме не показалось.
"Интеллигентская сволочь"
В мае 1890 года Ульяновы еще раз меняют адрес. Квартира в доме Рытиковых на углу Почтовой и Сокольничьей (сегодня Рабочей и Ленинской) понравилась и матери, и детям. Рытиковы с радостью пустили Ульяновых к себе в дом. Хозяевам даже очень понравилось, что съемщики оказались из "политических": интеллигентная семья, пьянствовать и дебоширить не будет. Ульяновы занимали весь второй этаж. Сегодня здесь находится музей Ленина, вся обстановка которого воссоздана по воспоминаниям и чертежам сестер и братьев Володи. Как считает Майя Образцова, директор музея, главное в экспозиции, что она передает дух позапрошлого столетия, рассказывает о жизни мещан XIX века. Однако кружевные скатерти на столах и вязаные накидки на кроватях появились в этом доме сравнительно недавно. Сестра Ленина, Анна Ульянова, занимаясь в 30-х годах созданием мемориалов, посвященных жизни брата, пожелала, чтобы экспозиция показывала аскетический образ жизни Владимира и не рассказывала ни о чем, кроме как о становлении коммунизма. Так что, попав в Дом-музей Ленина 30 лет назад, в каждой комнате вы бы не увидели ничего, кроме железной кровати, стола, стула и пухлой книжицы "Капитала", который, впрочем, вы встретите и сейчас.
Ленин действительно очень много читал, не скрывал этого и даже любил выражать собственные эмоции на полях изданий. Правда, не совсем цензурно. В книгах Публичной библиотеки, которую частенько посещал молодой Ульянов, Володя делал весьма неоднозначные пометки, типа "Дура!", "Эк его!", "Бим-бам!" или еще лучше - "Блягер!"
С 1891 года, после того как Владимир Ульянов экстерном сдает экзамены в Петербургском университете и получает диплом юриста первой степени, он начинает работать адвокатом. Начало карьеры вождя пролетариата связано со зданием Самарского окружного суда, располагавшегося на Алексеевской площади (ныне площадь Революции). Владимир зачисляется помощником присяжного поверенного Андрея Хардина. Хардин был известной персоной в Самарской области: председатель губернской земской управы, впоследствии гласный городской Думы, издатель газет "Волжское слово" и "Самарский курьер", председатель самарского комитета кадетской партии. Ленин сблизился с ним, еще отбывая свою первую ссылку: они умудрялись играть в шахматы по переписке. Дом на Фрунзе, 65, в котором некогда жил г-н Хардин, принято считать одним из "ленинских мест".
В Самарском окружном суде Ленин выступал защитником по 20 делам. В советское время было принято восхвалять молодого Ульянова как отличнейшего адвоката. Однако сегодня многие специалисты крайне низко оценивают способности Ленина-юриста. В принципе, особой тяги к юриспруденции Владимир, как выясняется, и не испытывал. Только одна его фраза "адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает" уже показывает истинное положение дел.
Здесь пил Ленин!
В самарский период жизни Ленина в городе существовало более десяти революционных кружков. Конечно же к каждому из них так или иначе имел отношение и Ульянов. Все дома, в которых "по долгу революционера" приходилось бывать Ленину, благодарные потомки вождя отметили мемориальными досками. Содержание надписей на всех этих табличках примерно одинаковое: в таком-то году у такого-то человека здесь был Владимир Ильич Ленин, "вождь мирового пролетариата, создатель коммунистической партии и Советского государства". Меняются только даты, фамилии и адреса: квартира Марии Гонфенгауз - Фрунзе, 137, Марии Голубевой-Ясеневой - Куйбышева, 65, Василия Водовозова - Ленина, 87, Якова Тейтеля - Садовая, 72, квартира зубного врача Кацнельсона - Куйбышева, 127, художника Федора Бурова - Венцека, 28, здание Коммерческого клуба - Куйбышева, 104, дом Исаака Лалаянца - Некрасовская, 85... В списке около 20 адресов.
Конечно, особый интерес вызывают адреса молодых соратниц Владимира Ильича. Посещал ли Ленин этих девиц исключительно в целях марксистской пропаганды - вопрос, остающийся до сих пор загадкой. Историки рассказывают о дружбе Ленина с Марией Голубевой-Ясеневой, дамой на несколько лет старше Володи. Мария была женщиной более чем странной. Часто посещая дом Марии Александровны Ульяновой, она просто считала своим долгом испачкать скатерть гостеприимной хозяйки кофе или чаем. Мол, так она выражала свою неприязнь к мещанству. Владимир часто провожал г-жу Ясеневу до дома. Однако, судя по источникам времен советских, разговор у Ленина с дамой касался исключительно идеологии русских якобинцев. Дескать, Владимир Ильич считал своим долгом исправить неверные взгляды Марии. Как будто мужчине и женщине говорить больше было не о чем.
Интересными показались Репортеру факты, связанные с квартирой социал-демократа Алексея Скляренко (Садовая, 225). По словам известного самарского историка Александра Завального, приходя сюда на собрание политического кружка, Ленин ложился на постель хозяина, при том не снимая обуви, но, правда, положив под ноги хотя бы газету. Он молча слушал разговоры, но когда его задевало чье-либо выступление, резко выкрикивал "Ерунда!", садился на кровати и начинал громить оппонента. К слову о г-не Скляренко. В те времена за ним была закреплена кличка Доктор пивопития. Говорят, что вместе с Владимиром Ильичом они обошли все пивные в Самаре. Как ни странно, но на питейных заведениях мемориальных досок почему-то не значится. Видимо, беседы о "Капитале" Маркса за кружкой пенного напитка иссякали.
...Семья Ульяновых покинула Самару в 1893 году. В августе этого года Ленин уезжает в Петербург, город, который сделает его известным на весь мир. Говорят, что все же деревню Алакаевку и непосредственно Самару вождь все-таки не забывал. "Какая она пакостная в жару!" - частенько восклицал Владимир Ильич.
|