Уголовное дело за попытку подкупа присяжных возбудил вчера СКП в отношении одного из народных заседателей, участвовавших в проходящем в Мосгорсуде процессе по убийству первого зампреда ЦБ Андрея Козлова. Как сообщил представитель ведомства Владимир Маркин, дело возбуждено по статье УК «воспрепятствование осуществлению правосудия с использованием своего служебного положения».
В рамках расследования СКП якобы уже провел обыски у некоторых членов коллегии присяжных и нашел доказательства получения ими крупных сумм. При этом в СКП отказались пояснить, о каких именно присяжных идет речь и кто эти крупные суммы им передавал. Следует отметить, что «тонкие намеки на толстые обстоятельства», которые сделал вчера СКП, не единственное ЧП с присяжными, которое произошло на этом громком процессе. Еще двое заседателей на днях были задержаны за распитие пива в общественном месте, и, по словам самих нарушителей, милиционеры, вместо того чтобы просто выписать штраф, долго расспрашивали их о настроениях в коллегии. Удивителен сам факт задержания, ведь присяжные на момент исполнения своего служебного долга пользуются той же неприкосновенностью, что и «настоящие» судьи. При этом в то время, как СКП рьяно бдит за добросовестностью присяжных, председательствующий судья, как стало известно «Времени новостей», исключила из дела десять томов доказательств обвинения, признав их недопустимыми. Из них же, по словам адвокатов, вытекало, что за киллерами г-на Козлова оперативники начали следить еще до того, как главный обвиняемый Алексей Френкель получил заказ на убийство зампреда ЦБ.
Первый замглавы Центробанка РФ Андрей Козлов и его водитель были убиты 13 сентября 2006 года в Москве, у спорткомплекса в Сокольниках. Уже в октябре были задержаны предполагаемые исполнители убийства, а чуть позже и предполагаемые посредники между ними и заказчиками. В начале 2007 года был арестован банкир Френкель, его и обвинили в «заказе». По версии следствия, Козлов мешал Френкелю заниматься обналичиванием денег через ВИП-банк. Всего по данному делу арестовано семь человек.
Суд начался в марте и сопровождался скандалами. В последние дни их причиной стали присяжные. Как стало известно «Времени новостей», 10 июля на очередном заседании старшина присяжных заявил о том, что один из них, Сергей Левин, предлагал двум запасным заседателям покинуть процесс за вознаграждение в 5 тыс. руб., о чем те и доложили старшине. При этом Левин почему-то оправдывался тем, что, удалив запасных, таким образом сможет пропорционально увеличить свое собственное жалованье. Но вместо этого он лишился места в коллегии. Вероятно, вчерашнее заявление СКП о возбуждении уголовного дела в отношении одного из присяжных относится именно к нему. «Этот присяжный предлагал деньги с целью изменения состава коллегии присяжных для вынесения ими оправдательного приговора в отношении обвиняемого по уголовному делу об убийстве Козлова», -- сказали в СКП.
Но даже если все это и так, непонятно, на каком основании СКП посмел проводить обыски у присяжных. Закон дарует заседателям на время их участия в процессе точно такую же неприкосновенность, как и федеральным судьям, и обыски в квартирах действующих членов коллегии, даже если они запасные, тоже можно рассматривать как «воспрепятствование осуществлению правосудия».
Кроме Левина 10 июля из состава коллегии вывели еще двоих. Как сообщили наши источники, по окончании заседания председательствующей в процессе судье Наталье Олихвер позвонили из ОВД «Преображенское» и сообщили о задержании двух присяжных -- Александра Попова и Владимира Гершуни. Их «застукали» якобы за распитием пива в общественном месте -- на детской площадке. Два часа они провели в отделении. Когда же стали разбираться, что к чему, то, как рассказали наши источники, выяснились странные обстоятельства. В рапорте милиционеры указали, что Попов и Гершуни были задержаны в 15.00 и в 1,5 км от детской площадки, что рядом с метро «Преображенская площадь». А капитан, давший ориентировку на задержание нарушителей общественного порядка, в объяснительной сообщил, что заявление от гражданина, пожаловавшегося на распивающих пиво во дворе мужчин, поступило в 16.50, то есть через почти два часа после задержания.
Но самое удивительное то, что Попов с Гершуни рассказали о своем пребывании в отделении. По их словам, кроме стандартных вопросов они якобы имели продолжительную беседу о том, кто из присяжных какое мнение имеет по поводу вины Френкеля и остальных подсудимых. Они также рассказали, как милиционер в ранге капитана долго выяснял подробности того, что происходит за закрытыми дверями совещательной комнаты. Потом их отпустили и протокол об административном правонарушении составлять не стали. Обо всем этом Попов и Гершуни рассказали на суде и были изгнаны из коллегии. Адвокаты Френкеля, по словам нашего источника, подали заявление о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ОВД «Преображенское», нарушивших закон о неприкосновенности судей и вторгавшихся в тайну совещательной комнаты.
Примечательно, что злоключения присяжных начались после того, как из уголовного дела исключили сразу десять томов доказательств, признанных судьей Олихвер недопустимыми. Эти материалы содержали расшифровки телефонных переговоров подсудимых, сделанные сотрудниками силовых ведомств. Оказалось, что прослушка киллеров началась еще до того момента, когда, по версии следствия, Френкель заказал Козлова. Как рассказал один из адвокатов подсудимых, его клиенту при задержании оперативники показали фотографии, сделанные за две недели до того, как Френкель якобы отдал приказ об устранении своего недруга. «Обвинение не знает, что с этими томами делать. Документы, собранные СКП, доказывают, что Козлова заказал не Френкель. Если их оставить в деле, то его придется отпустить. Поэтому их попытались вывести из дела втихаря. Но присяжные уже знают про эту прослушку и о том, что оперативники «вели» киллеров, но тем не менее не предотвратили убийства банкира. И тогда к следствию и силовикам больше вопросов, чем к моему клиенту. Вот они и пытаются таким образом просто развалить коллегию и начать все сначала», -- заявил «Времени новостей» адвокат Френкеля Руслан Коблев.
Изначально в составе коллегии присяжных кроме 12 основных было десять запасных. Теперь, после вывода троих действующих, в запасных осталось почему-то только двое, и куда делись остальные -- неизвестно. При этом у защиты появились подозрения, что в состав народных судей попали два бывших сотрудника правоохранительных органов, что по закону недопустимо. Если эти подозрения подтвердятся, из коллегии уйдут еще двое, и процесс действительно окажется на грани срыва. Запасных тогда уже не останется, и стоит кому-то из присяжных несколько раз пропустить заседания, коллегия будет распущена, и все придется начинать заново.
|