Березовский подал в Высокий суд в Лондоне иск против Абрамовича в январе. Опальный олигарх утверждает, что бывший партнер вынудил Березовского и его партнера дешево продать 49% акций ОРТ и 43% «Сибнефти». Кроме того, Абрамович, по версии Березовского, без согласования с ним продал 25% «Русала». После этого принадлежавшие ему и Патаркацишвили еще 25% акций компании упали в цене и пакет был продан Олегу Дерипаске всего за $450 млн, тогда как Абрамович за свою долю получил $1,578 млрд.
Еще один иск 9 июля На этот день назначено первое заседание Высокого суда в Лондоне по иску «дочки» Sibir Energy «Югранефти» (контролируется Шалвой Чигиринским и Игорем Кесаевым) против Романа Абрамовича, контролируемой им Millhouse Capital UK Ltd и Бориса Березовского. «Югранефть» считает незаконным размывание своей доли c 50% до 0,96% в «Сибнефть-Югре» – СП, созданном ею в 2000 г. на паритетных началах с «Сибнефтью».
А на прошлой неделе в суд поступил 53-страничный документ, в котором Абрамович излагает свою версию событий. Корреспондентам британских газет Financial Times и The Times удалось ознакомиться с документом. До президентского указа от августа 1995 г. об учреждении ОАО «Сибнефть» ответчик, т. е. Абрамович, проинформировал Березовского, что хотел бы приобрести пакет акций «Сибнефти», говорится в документе: «В обмен на согласие ответчика предоставить Березовскому средства, которые нужны были ему для [подконтрольной ему телекомпании] ОРТ, Березовский согласился использовать личное и политическое влияние, чтобы поддержать проект и помочь в принятии необходимых законодательных мер, ведущих к созданию «Сибнефти» (цитата по The Times).
Березовский утверждал в иске, что в августе 2000 г. Александр Волошин, возглавлявший тогда администрацию президента, якобы озвучил ему пожелание Путина «передать» долю в ОРТ государству. Затем Путин повторил это при личной встрече. Березовскому и Патаркацишвили якобы предложили $300 млн, но уже после эмиграции Березовского подключившийся к переговорам Абрамович в декабре 2000 г. передал им новое предложение Путина: цена снижена до $175 млн, сделка должна быть совершена «незамедлительно», иначе акции будут «конфискованы». Березовский и Патаркацишвили вынуждены были согласиться, резюмируется в иске.
Абрамович описывает ситуацию следующим образом: Березовский после эмиграции сам попросил купить его и Патаркацишвили долю в ОРТ за $150 млн: «Ответчик согласился, хотя цена была увеличена примерно до $175 млн; это больше, чем стоимость этого пакета». Почему цена была увеличена, в документе не говорится.
Что касается приобретения алюминиевых активов, то, по признанию Абрамовича, он предложил Патаркацишвили $500 млн за защиту в алюминиевых войнах. («Ведомости», в частности, ранее видели копии документов, под которыми стоят подписи Патаркацишвили, о покупке Абрамовичем и Березовским у Льва Черного, Дэвида Рубена и их партнеров акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината, которые позднее вошли в «Русал». По версии Березовского, при создании «Русала» он с Патаркацишвили получили по 12,5% акций, Абрамович — 25%, Олег Дерипаска с партнерами — 50%.)
Березовский утверждает, что бывший партнер угрозами вынудил его продать акции ОРТ, «Сибнефти» и «Русала» дешевле их реальной стоимости. Абрамович же отрицает, что «прямо или косвенно принуждал, угрожал или запугивал» Березовского сам или участвовал в таких действиях. Что касается денежной стороны вопроса, то, по его утверждению, в 2001 г. во время последней встречи в аэропорту Санкт-Морица в Швейцарии Патаркацишвили потребовал выплатить Березовскому $1,3 млрд: «Истец согласился выплатить эту сумму при условии, что это будет последним требованием Березовского об уплате и что он и Патаркацишвили перестанут публично связывать себя с ним и с его деловыми интересами». Деньги были выплачены, утверждает Абрамович; кроме того, он произвел «окончательный платеж» Патаркацишвили в размере $585 млн. В иске Березовского говорится, что $1,3 млрд он и Патаркацишвили получили от продажи Абрамовичу доли в «Сибнефти».
В иске Березовский утверждал, что Абрамович близок к Владимиру Путину. Последний заявляет, что «у него были и сохраняются хорошие рабочие взаимоотношения с Путиным», однако отрицает свою близость с ним.
Связаться с представителем Абрамовича и Березовским «Ведомостям» вчера не удалось. Комментировать утверждения Абрамовича — «дело не мое, а моих адвокатов», сказал Березовский агентству AFP.
|