В среду в центре Москвы сотрудники правоохранительных органов задержали микроавтобус, в котором находилось около 600 видеокассет с записями первого президента России Бориса Ельцина. Здесь было все - официальная видеохроника, семейный архив и даже кадры, которые сам Борис Николаевич, будь он жив, вряд ли разрешил бы публиковать. Архив арестовали. Выяснилось, что владельцем уникального собрания является личный оператор Бориса Ельцина Александр Кузнецов, в течение 10 лет ходивший за ним по пятам с видеокамерой. Сам же Кузнецов утверждает, что собирался использовать материалы для своего фильма. Однако в Кремле считают, что оператор не имел права использовать эти кадры в коммерческих целях.
Александр Кузнецов проработал личным оператором Бориса Ельцина с 1990 по 2000 год. Поскольку официальной должности "видеооператора" тогда не было, в его трудовой книжке было записано - "советник президента первого класса".
- Я никогда не сомневался: права на все, что было мною отснято, принадлежат только мне! - заявил "Известиям" Кузнецов. - К тому же среди конфискованных кассет есть и мои личные съемки, которые не имеют отношения ни к Кремлю, ни к Ельцину. Никаких документов, ограничивающих мое право использовать эти материалы, я не подписывал.
Адвокат Кузнецова Виктор Запрудский намерен отправить запрос в администрацию президента.
- Если у них найдутся документы, запрещающие использование съемок и подписанные Александром, мы не будем претендовать на кассеты, - сказал он "Известиям". - Но если таких документов не обнаружится, мы сделаем все, чтобы вернуть конфискованное.
По словам Кузнецова, проблемы у него начались после того, как он издал книгу "Камера для президента". Александр считает, что его телефон прослушивается - иначе как бы узнали о подготовке фильма? Правоохранительные органы от комментариев отказываются.
Главная интрига - в ответах на два вопроса. Первый: имел ли Кузнецов право на использование этих кадров? По действующему законодательству имущественное авторское право на произведение принадлежит работодателю. То есть автор имеет право поставить в титрах свою фамилию, но использовать эти материалы в коммерческих целях может только администрация президента, где работал Кузнецов.
Не исключено, что права на арестованные кадры принадлежат семье Ельциных. Еще один возможный хозяин - Фонд Ельцина.
- Кремлевская пресс-служба передала нам огромный фото- и видеоархив Бориса Николаевича, - сообщил "Известиям" исполнительный директор фонда Александр Дроздов.
Если кадры, найденные у Кузнецова, совпадают с теми, что были переданы фонду, оператору трудно будет доказать свои права на них.
И второй вопрос: не являются ли сведения, запечатленные на пленке, секретными? В этом Кузнецов чист.
- У нас не было никаких документов о неразглашении или грифов секретности, - рассказала "Известиям" сотрудница департамента аудиовизуальных материалов администрации президента, которая несколько лет проработала с Кузнецовым, она просила не называть ее. - Любой сотрудник имел возможность переписать отснятый материал и как-то его потом использовать, но прежде ничего подобного не было: все сотрудники соблюдали неписанные этические нормы.
|