В Московском Литфонде разгорается горячая история. В здание на Гоголевском бульваре, которое занимают две писательские организации, нагрянул ЧОП. А по знаменитому Дому творчества в Переделкине бродят подвыпившие летчики со стюардессами. В чем суть, выяснял “МК”.
В советские времена писатели жили шикарно. Тогда проценты с гонораров от каждый книги шли в Литфонд. После всех перестроечных пертурбаций образовалась аж три Литфонда — России, Москвы и Международный. Сегодня в Литфонде Москвы 3 тысячи человек. 18 лет его возглавляет “мама” всех писателей Людмила Мережко — скромнейшая женщина, которая выбивает писателям льготы, путевки, крохотные стипендии. А Литфонд России в 2000 году возглавил поэт из Якутии Иван Переверзин. О поэтической одаренности председателя говорить не будем — в нем куда больше предпринимательской жилки. У этих двух фондов — России и ее столицы — имущество всегда было общим. Людмила Мережко утверждает, что за 8 лет по инициативе Переверзина проданы 30% акций дома творчества “Малеевка”:
— Продал якобы за 400 000 долларов, за которые и коттеджа не купишь. Детсад продан. Поликлиника стала частной, никаких скидок для писателей. В Переделкине открыт ресторан, а объедками от него кормят писателей в столовой. А домом творчества “Голицыно” пользуются дальнобойщики и их одноразовые подружки.
— Зимой мы приехали в Переделкино на семинар молодых писателей, — рассказывает Александр Коровкин, член правления Московского Литфонда, драматург, — там ходят летчики, стюардессы. Оказалось, там отдыхают “Якутские авиалинии”. Откуда они в доме творчества?
Наконец, само правление Московского Литфонда. По договору между Литфондом России и Москвы действием до 2010 года оно занимает две комнаты в центре, в здании на Гоголевском бульваре. Переверзин, как утверждает Мережко, стал собственником этого здания и все остальные кабинеты успел сдать в аренду. С Московского Литфонда он также требует арендную плату. И уже начал насильственное выселение.
— Г-н Переверзин, какая разница — Москва или Россия? На деле получается: писатели выкидывают писателей, — обратился “МК” к председателю Литфонда России. — Договор, что Московский Литфонд занимает комнаты на Гоголевском, юридически ничтожен.
Важнейшим из всех искусств является недвижимость, а писатели сочиняют юридические документы. Вот и г-н Переверзин рассказывает про договоры, аренды, сроки — долго и путано.
— Переверзин единолично расправляется со всем имуществом, — комментирует Мария Арбатова. — Дачи в Переделкине розданы бог знает кому. Договор с Мережко не имеет юридической силы? Пусть Переверзин попробует доказать это в суде и покажет документы его легитимного избрания в главы Литфонда. Писатели — в основном полумаргинальные и пожилые — поднимают руки за все. Хотя они правопреемники имущества Литфонда. Единственный выход — передавать дело в компетенцию ОБЭПа и налоговых органов.
По мнению известного адвоката Людмилы Айвар, речь может идти о должностных преступлениях, укрывательстве от уплаты налогов и мошенничестве. Однако в этой сложной ситуации должны разбираться правоохранительные органы. А пока в понедельник в здании на Гоголевском снова выстроится частная охрана, чтобы не пустить Людмилу Мережко в кабинет.
|