30 мая президентом Российской академии наук в четвертый раз был избран 71-летний Юрий Осипов. Днем раньше стали известны результаты голосования по кандидатам в академики и членкоры. Без сенсаций и закулисных интриг дело не обошлось.
Особую пикантность этим выборам придавала атмосфера негласного противостояния с властью, в которой РАН работает несколько последних лет. Борьба шла с переменным успехом, и государству удалось изрядно подточить автономию ученых мужей: руководителя РАН отныне утверждает президент, а пятилетние программы финансирования – Кабинет министров. И вот на прошлой неделе академики тоже «показали характер»: демонстративно отказались принять в свои ряды нескольких именитых претендентов, замеченных в близости к чиновничьей элите.
Гром грянул 29 мая, когда оказалось, что в действительные члены РАН не прошел и.о. вице-президента академии, директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Как позже отметил член президиума РАН Жорес Алферов, «в послевоенные годы это первый случай, когда при голосовании за кандидата, работающего в области естественных наук, общее собрание проигнорировало мнение экспертов из научного отделения».
Что же случилось? В кулуарах академии самым расхожим было такое объяснение: многие ученые всерьез испугались, что известный своей близостью к власти директор Курчатовского института после избрания сможет претендовать на кресло президента РАН и якобы поставит академию под контроль чиновников. Потому и решили от него заблаговременно избавиться, развернув массивную подковерную агитацию. Интрига увенчалась успехом.
Что касается остальных претендентов на степень, то новыми членами академии стали директор Института космических исследований Лев Зеленый, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, директор Института новой экономики Государственного университета управления Сергей Глазьев. По отделению общественных наук в иностранную часть Российской академии наук избран бывший канцлер Германии Герхард Шредер.
В члены-корреспонденты прорвался депутат Государственной думы Артур Чилингаров, но не прошли председатель Счетной палаты Сергей Степашин и ректор Академии народного хозяйства при правительстве Владимир Мау, известный своей близостью к Егору Гайдару. Не получили почетного звания президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян и лидер партии «Патриоты России» Геннадий Семигин.
Такая разборчивость академиков никого не удивила: они вообще неохотно принимают в свои ряды политиков и предпринимателей. Их главный аргумент – массовое «остепенение» представителей бизнеса и власти может печально аукнуться репутации РАН.
…Не меньшие страсти кипели на выборах президента РАН. В списке кандидатов на этот пост значилось три имени. Это действующий глава академии Юрий Осипов, физик Владимир Фортов и председатель Комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев.
Юрий Осипов был люб своим коллегам, главным образом, за то, что именно под его руководством РАН отстояла свою независимость в нелегкой борьбе с Минобрнауки. Однако противники все же нашли, в чем его упрекнуть. В преддверии голосования научный руководитель Института белка РАН Александр Спирин написал Юрию Осипову открытое письмо, в котором призвал его добровольно снять свою кандидатуру.
«Вы не считаете себя связанным моральными обязательствами перед большим количеством выдающихся ученых, покинувших свои посты в 70 лет, – укорил Спирин (до недавнего времени в уставе академии существовал возрастной ценз – 70 лет. – Прим. ред.). – Более того, вы выдвигаете свою кандидатуру на следующий (уже четвертый!) срок, устанавливая прецедент бессменности президента РАН». Прислушаться к этим аргументам научное сообщество не пожелало, и на решающем голосовании противники именитого академика оказались в меньшинстве. В итоге он набрал 651 голос. За Фортова проголосовали 486 членов РАН, за Черешнева – 88.
29 мая на общем собрании РАН побывал премьер-министр Владимир Путин. Главной темой его обращения к залу было нынешнее и грядущее увеличение ассигнований в науку.
– Средняя зарплата научных работников РАН за два с небольшим года выросла более чем в три раза – с 6 до 20 тысяч рублей, а к концу 2008 года она составит 30 тысяч рублей в месяц! – рассказывал премьер.
К 2010 году, посулил Путин, ассигнования на нужды РАН превысят 60 миллиардов рублей, и это в 10 раз больше, чем в 2000-м. Перечислил глава Кабинета министров и приоритетные направления исследований – ими оказались нано - и биотехнологии, ядерная энергетика, авиакосмические разработки, сообщив, что только по федеральным целевым программам будет выделено примерно 600 миллиардов рублей в 2008–2010 годах.
Академики встречей с премьером остались довольны. «Владимир Путин нас поддержал, – подчеркнул вице-президент РАН Геннадий Месяц. – Он выразил веру в будущее науки». Главное теперь, чтобы его слова не разошлись с делом.
|