В последнее время заметно поутих ажиотаж вокруг камбарско-кизнерских захоронений. Способствуют этому и традиционное молчание военных, и периодические отчеты авторитетных комиссий, из которых следует - особых проблем нет. И уже как-то забывается, что Россия до сих пор является лидером по количеству хранящихся на ее территории боевых отравляющих веществ (БОВ), а наша маленькая Удмуртия стала пристанищем для 30 процентов этого смертоносного груза. Хочется напомнить, что это - 12 тысяч тонн отравы, способной не одну сотню раз уничтожить все живое на земле.
"Бесценные сокровища" хранятся у нас с начала 40-х годов. По официальным данным военных ведомств, утилизации, перезахоронения и уничтожения не производилось с 1947 года. Но из вполне авторитетных кругов произошел "слив" информации: только за 1998 год на кизнерском хранилище зафиксировано две утечки отравляющих веществ. И уж, наверное, треснувшие ракеты не заклеили пластырем. Тогда что с ними произошло? И сколько таких утечек имели место за все время хранения?
Ведь нормативные сроки хранения, по словам самих же военных, истекли еще в 1997 году. Правда, мнения специалистов о том, что происходит с БОВ по окончании этих самых сроков, расходятся. Если военные утверждают, что те утрачивают биологически активную силу (хоть заборы крась, хоть в чай добавляй - ни тебе цвета, ни тебе запаха, никакого другого побочного эффекта), то медики с ними не согласны. Утверждения последних совсем не голословны. Существуют вполне официальные документы, которые почему-то в отчеты авторитетных комиссий не попадают. Составлены они аналитико-статистической службой Республиканского онкологического диспансера.
Опираясь на полученные статистические данные, медики пришли к выводу, что ситуация, сложившаяся в некоторых районах республики, мягко говоря, весьма неутешительна. Анализ заболеваемости раком легких и кожи по районам республики за период с 1994 по 1999 годы выявил два района, где заболеваемость за эти годы стабильно высокая и превышает среднереспубликанский показатель. В 2-2,5 раза. Районы эти - Камбарский и Кизнерский. Те самые наши "химические" районы.
По наблюдениям врачей, резкое увеличение заболеваемости происходит периодами и охватывает определенную возрастную категорию. Поскольку эндогенных факторов (предрасположенности организма) у подавляющего числа заболевших не обнаружено, то в сложившейся ситуации было высказано предположение о наличии некоего экзогенного (внешнего) фактора как причины возникновения изучаемой патологии. Поскольку от раковой клетки до образования видимой злокачественной опухоли проходит, как правило, от 8 до 15 лет (чем моложе организм, тем быстрее растет опухоль), то складывается впечатление, что когда-то эти люди "подышали" чем-то весьма отравляющим. По мнению специалистов, это "что-то" напоминает, например, зарин, "мирно" хранящийся внутри ракет, складируемых в районе Кизнера. Или люизит, не менее "мирно" расположившийся в цистернах близ Камбарки.
Чтобы избежать обвинения в предвзятости, медики для сравнения взяли два района со схожими природно-географическими характеристиками, которые также не имеют крупных промышленных предприятий, - Дебесский и Каракулинский. Заболеваемость в этих районах оказалась значительно ниже. Получается, лукавят военные: оружие и цистерны все же стареют и ржавеют, а отравляющие вещества попадают в наши легкие.
В иммунологической лаборатории онкологического диспансера сегодня можно было бы провести наиболее точные исследования, но, к сожалению, вещь это достаточно дорогостоящая, и собственными силами диспансеру с ними не справиться. Стоит ли говорить, что денег врачам никто дать не торопится.
|