Разговоры о создании российского аналога ФБР — единого органа, куда вошли бы все разрозненные ныне следственные службы, — в последние недели заметно активизировались. Нет сомнений, что появление такого органа — вопрос исключительно времени. Это хорошо понимают и в Следственном комитете при прокуратуре; за полгода своего существования СКП так и не сумел встать на ноги, оправдав возложенные на него надежды.
Если нетрадиционная прокуратура в чем-то и преуспела, то в первую очередь в скандалах и интригах. О каких-то ее серьезных успехах обществу ничего не известно; единственное завидное исключение — раскрытие убийства саратовского прокурора Евгения Григорьева; правда, о том, что оперативно-следственный штаб работал под началом заместителя генпрокурора Эрнеста Валеева, в пресс-релизах СКП предусмотрительно не сообщалось.
Впрочем, это ничуть не мешает Следственному комитету требовать для себя все больших полномочий и увеличения финансирования. Уже сегодня существование СКП обходится налогоплательщику в копеечку. Несмотря на то что при создании ведомства официально утверждалось, будто это не приведет к новым расходам и комитету хватит денег, выделяемых прокуратуре, на поверку вышло все в точности до наоборот. Осенью прошлого года для финансирования СКП в федеральном бюджете срочно пришлось находить 4 миллиарда рублей. В году текущем эта цифра выросла уже в 4 раза.
Аппетит, как известно, приходит во время еды. К нам в руки попал удивительной силы документ — письмо руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина премьеру Зубкову. В нем главный следователь страны просит выделить средства для создания… собственной авиации.
Как пишет Бастрыкин, воздушный флот позарез нужен СКП, дабы “обеспечить оперативное прибытие руководства Следственного комитета и следственных бригад Центрального аппарата Следственного комитета” на место преступления.
Так вот, оказывается, в чем причина слабой работы нетрадиционной прокуратуры; просто в отсутствии самолетов и вертолетов раскрывать изнасилования и убийства никак невозможно.
(Я просто воочию вижу эту картину; в небе картинно зависает “Ми-8”, и с небес по веревочной лестнице виртуозно спускается г-н Бастрыкин; точно как в детской песенке про волшебника на голубом вертолете…)
Сделанные в СКП расчеты предусматривают покупку 9 вертолетов “Ми-8” и 1 самолета типа “Як-42” или “Ту-134”. По замыслу Бастрыкина, суда должны быть дислоцированы в центрах федеральных округов.
Идея с созданием собственной авиации — это абсолютное ноу-хау СКП. За 286 лет существования прокурорской системы такая мысль никому еще не приходила в голову; при этом работа шла почему-то не в пример лучше сегодняшней.
Иначе как желанием превратить Следственный комитет в силовое суперведомство со всей положенной спецслужбам атрибутикой этот подход трудно объяснить. Первыми на место преступления выезжают не прокурорские следователи, а милицейские опергруппы. Именно по этой причине в МВД (как и в ФСБ) существует собственный центр авиации, работающий в интересах самых разных служб: угрозыска, БЭП, спецназа, ГАИ.
Показательно, что милицейский авиапарк составляет всего 25 вертолетов и 1 самолет, притом что в МВД народу служит в 100 раз больше, чем в СКП. Само собой, следователям ничего не мешает вылетать при необходимости вместе с оперативниками на милицейских вертолетах, но… Нужны ведь размах, масштаб, помпезность!
Абсурд! Получается, что к месту происшествия будут теперь слетаться целые эскадрильи. О том, в какие траты для бюджета выльется эта забава, в СКП никто не думает. (Одна только покупка судов обойдется казне в 1,3 миллиарда.)
Ровно по такой же логике в СКП формируется сейчас собственный спецназ; хотя силовое задержание преступников — это задача отнюдь не следствия, а правоохранительных органов. В созданном уже подразделении служит более 50 бойцов, но останавливаться на достигнутом здесь не собираются. Совсем недавно Александр Бастрыкин вышел в правительство с просьбой увеличить штаты ведомства на 4,5 тысячи единиц, в том числе и на расширение СОБРа.
Если дело так пойдет и дальше, СКП вполне может превратиться в новую спецслужбу с неограниченными полномочиями и отсутствием какого-либо контроля (все рычаги влияния, как известно, у генпрокуратуры были отобраны, и надзирать за следствием она отныне не в силах).
Удивительно, кстати, что в нетрадиционной прокуратуре до сих пор не поставлен еще вопрос о создании ведомственного флота; преступления ведь совершаются не только на суше… Одно плохо: можно не успеть. До рождения единого ФБР времени остается все меньше…
|