Имамы казанских мечетей задумали кадровый переворот. В Татарстан 23 февраля по приглашению имам-хатыбов казанских мечетей из Ямала прибыл Фарид Салман, некогда зампред Центрального духовного управления мусульман России и соратник муфтия Талгата Таджуддина. По информации «НГ», муллы, находящиеся в оппозиции к официальной духовной власти республики, хотят предложить кандидатуру Фарида Салмана на досрочных выборах муфтия вместо нынешнего Гусмана Исхакова.
О выборах нового руководителя часть казанского духовенства заговорила в 2006 году, через два года после повторного избрания (а по сути переназначения) Гусмана Исхакова муфтием Татарстана и председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) республики.
Против нынешнего руководителя духовной власти в Татарстане уже сформирована оппозиция, состоящая из части мусульманского духовенства и татарских националов, которые недовольны действиями Исхакова.
Усилиями директора Института истории Академии наук Татарстана Рафаэля Хакимова Гусман Исхаков, не имеющий ни светского, ни исламского высшего образования, был в 2006 году смещен с должности ректора Российского исламского университета (РИУ). Татарская мусульманская умма (община) ждала, что муфтий Гусман таким же административным путем будет удален из ДУМ Татарстана, но этого так и не произошло. Во Владивостоке безуспешно пытаются изгнать арендаторов из зданий бывших детских садов Однако в начале февраля с.г. состоялись юбилейные торжества по случаю 10-летия образования ДУМ Татарстана. В рамках празднования в Казани было проведено выездное заседание Совета муфтиев России во главе с его председателем Равилем Гайнутдином. На празднике Гусман Исхаков выступил с речью, которая вызвала резкий всплеск недовольства казанских мулл. К ним присоединились организации национального движения мусульман Татарстана, выступившие с обращением, которое подписали председатель Милли Меджлиса татарского народа Ильдус Амирханов и председатель партии национальной независимости «Иттифак» писательница Фаузия Байрамова.
Авторов обращения прежде всего возмутило, что в своей речи муфтий выбросил из истории татарских мусульман «первые два съезда, созванные в 1992 и 1995 годах». Юбилейный отсчет Гусман Исхаков начал с III съезда мусульман (1998 год), созванного по инициативе президента Татарстана Минтимера Шаймиева, на котором нынешний муфтий и был избран на занимаемый им пост.
«Такое беспамятство объясняется очень просто: первые два съезда были созваны по инициативе национального движения, которое способствовало образованию самостоятельного Духовного управления мусульман суверенного Татарстана, – говорится в обращении. – Первый съезд можно назвать отделительно-организационным. Муфтием на этом съезде по предложению председателя партии «Иттифак» Фаузии Байрамовой был избран имам-хатыб соборной мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин. Он стал третьим независимым муфтием в истории татарских мусульман после Галимджана Баруди и Ризаэтдина Фахрутдина, избранных после Октябрьской революции, когда жизнь мусульман на время оказалась вне контроля атеистической власти».
Габдулла-хазрат был муфтием всего шесть лет, пока местная власть воевала с федеральным Центром за самостоятельность и на время забыла о религии. Этого времени независимому муфтию при поддержке Фаузии Байрамовой вполне хватило, чтобы связать два татарских движения – религиозное и национальное. Скоро стало понятно, что самостоятельный муфтий Габдулла не желает сотрудничать с республиканскими властями, и он был замещен лояльным Гусманом Исхаковым.
«Смещение независимого муфтия Габдуллы-хазрата означало окончательное поражение национального движения, сделавшего последнюю ставку на духовное возрождение татарского народа, – говорится в обращении. – Сегодня большинство татар, видя бессмысленность борьбы за национальное освобождение, ушло в пассивную депрессию и потеряло веру во власть, национальные и религиозные организации».
Авторы обращения призывают не пасовать перед муфтием Гусманом и предлагают «тем, кто стремится к истине и божьему свету, не полагаться на официальные религиозные структуры, а создавать параллельные религиозные и общественные структуры – институт семьи, махалля (локальная мусульманская община. – «НГ»), общества и так далее. Не вступая в бессмысленный спор с проправительственными организациями».
В свою очередь, казанские муллы настроены более решительно и рассчитывают заменить муфтия Гусмана на другого, «более авторитетного в мусульманском мире человека». Главным претендентом на пост муфтия сейчас является Фарид Салман, который уже проводит встречи с местным духовенством. К Совету муфтиев он не имеет отношения, некоторое время назад Салман был зампредом альтернативной организации – Центрального духовного управления мусульман России, возглавляемого муфтием Талгатом Таджуддином. В 2005 году Салман был лишен должности муфтия Ямала, однако сам он отставку не принял. Сейчас он не связан с Таджуддином и, по сути, находится в «свободном плавании».
Разместить в LiveJournalКстати, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин десять лет назад дал жесткую оценку третьему съезду ДУМ Татарстана и процедуре избрания Гусмана муфтием. Правда, участвуя в нынешних торжествах, Гайнутдин, по мнению казанских мулл, фактически согласился с юбилейным глянцем, который решил навести на историю мусульман Татарстана Гусман Исхаков. Казань
|